Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 12 января 2017 г. по делу N 33а-37/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО3, ФИО6,
при секретаре ФИО4,
с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 7 сентября 2016 г., согласно которому отказано в удовлетворении административного иска военнослужащего филиала N 4 Федерального государственного казенного учреждения "1586 военный клинический госпиталь" (далее - Госпиталь) Министерства обороны Российской Федерации майора ФИО1 об оспаривании действий начальника Госпиталя, связанных с невыплатой денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения административного истца и его представителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела ФИО8, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., проходит военную службу с марта 2009 года в распоряжении командующего войсками Московского (в настоящее время - Западного) военного округа, а с ноября 2009 г. - с содержанием в Госпитале, и с составом семьи 1 человек состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с 21 января 2008 года, а в служебных жилых помещениях - с 21 ноября 2015 г.
При этом ФИО8 до февраля 2016 года включительно выплачивалась денежная компенсация за наем жилого помещения.
Согласно сообщению начальника отделения (территориальное, г. Смоленск) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальное отделение) от 4 февраля 2016 г. N, врученного ФИО8 29 февраля 2016 г., ему распределено жилое помещение в виде одной комнаты в общежитии в г. Смоленске, от получения которого он отказался 3 марта 2016 г.
Поскольку с марта 2016 года ФИО8 прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения, административный истец, полагая, что этим нарушаются его права, обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать начальника Госпиталя включить его в приказ на выплату ему указанной денежной компенсации с марта по июль 2016 года, а также выплатить эту компенсацию за этот период в размере 39 398 руб., а также взыскать с Госпиталя в его пользу судебные расходы в размере 300 руб.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, считая, что судом первой инстанции допущены предусмотренные ст. 310 КАС РФ нарушения, просит данное судебное решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении искового заявления.
В обоснование этого, со ссылкой на ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 92, 94 и 104 ЖК РФ, Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утверждает, что с учетом даты его отказа от предоставленного жилого помещения, имевшего место 3 марта 2016 г., он имеет право на получение денежной компенсации за март 2016 года.
Перечислив отсутствие конкретных бытовых условий для проживания, автор жалобы считает, что предложенное ему жилое помещение по этим условиям не соответствует требованиям, предъявляемым к нему постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 марта 2011 г. N 23 "Об утверждении СП 2.1.2.2844-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений".
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 и 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
До получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 (далее - Положение), и п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
При этом согласно указанному п. 2 Положения в редакции, вступившей в законную силу 30 сентября 2015 г., денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В силу п. 1 ст. 15 Закона и п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" таким уполномоченным органом является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ) и его территориальные подразделения.
Таким образом, законодательство связывает выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения с нуждаемостью военнослужащего в жилом помещении по месту прохождения военной службы и отсутствием у федерального органа исполнительной власти, в котором военнослужащий проходит военную службу (далее - командование) возможности обеспечить его таким жильем либо жилым помещением маневренного фонда или общежитием.
Следовательно, к условиям выплаты компенсации относится не только наличие подтвержденного права на получение жилья, которым при установленных судом обстоятельствах является нахождение такого военнослужащего на учете нуждающихся в получении служебных жилых помещений, но и отсутствие у командования возможности предоставления военнослужащему жилого помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным данным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
По делу установлено, что ФИО8 проходит военную службу в распоряжении воинского должностного лица как подлежащий увольнению с военной службы с ноября 2009 г.
В соответствии с приведенными правовыми нормами при наличии специализированных жилых помещений, под которыми согласно ст. 92 ЖК РФ и п. 3 ст. 15 Закона понимаются, как служебные жилые помещения, так и общежития, а также жилые помещения маневренного фонда, органы военного управления вправе обеспечить военнослужащего именно таким жильем, а не производить выплату денежной компенсации за найм (поднайм) военнослужащим других жилых помещений.
Согласно материалам дела, 29 февраля 2016 г. ФИО8 был извещен о распределении ему жилого помещения в общежитии, площадью, соответствующей как требованиям законодательства о статусе военнослужащих, так и ЖК РФ.
Причиной отказа от этого жилья явилось неудовлетворительное состояние этого жилья, необходимость его ремонта, а также то, что оно является комнатой в общежитии, а не отдельной жилой площадью.
Вместе с тем приведенные обстоятельства в судебном заседании своего подтверждения не нашли.
Вопреки мнению административного истца, предоставление специализированного жилого помещения того или иного вида относится к компетенции уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организаций Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, и не зависит от волеизъявления военнослужащего.
Как правильно указано в судебном решении, предоставленное ФИО8 жилое помещение непригодным для проживания не признавалось.
Из представленной истцом суду первой инстанции, а также приложенных к апелляционной жалобе материалов фото и видеофиксации осмотра указанного жилого помещения, а также мест общего пользования общежития не усматривается невозможности проживания в этом жилье, а также необходимости производства его ремонта.
Отдельные недостатки интерьера и мебели в этом жилом помещении не являются основанием для признания этого жилища непригодным для проживания, а, кроме того, они могут и должны быть устранены после получения согласия ФИО8 на заселение в него.
Таким образом, отказ административного истца от жилого помещения, которым органы военного управления имеют возможность его обеспечить, лишил ФИО8 основания для получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья.
Что касается довода административного истца о необходимости выплаты ему денежной компенсации за март 2016 года, то судебная коллегия исходит из следующего.
Действительно, в соответствии с п. 2 Положения выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В силу п. 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений при несогласии военнослужащего с предоставляемым жилым помещением он в пятидневный срок с даты получения сообщения о предлагаемом жилом помещении направляет в структурное подразделение уполномоченного органа отказ от предоставления служебного жилого помещения, оформленный в корешке N 2 к сообщению о предлагаемом жилом помещении, по рекомендуемому образцу.
Как указано выше, 29 февраля 2016 г. ФИО8 получил сообщение о предлагаемом жилом помещении в общежитии от 4 февраля 2016 г. N, а 3 марта того же года исполнил на корешке этого сообщения свой отказ от указанного жилья.
Из материалов дела видно, что сообщение о распределении истцу жилого помещения начальник Госпиталя получил 16 февраля 2016 г., однако с учетом прохождения ФИО8 военной службы в распоряжении, смог ознакомить последнего с этим сообщением только 29 февраля 2016 г.
Учитывая дату сообщения о предлагаемом жилом помещении, обстоятельства, связанные с извещением с ним ФИО8, а также причин, по которым он отказался от предоставляемого жилья, следует признать, что истец утратил основания на получение денежной компенсации в феврале 2016 г., в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.
При таких данных апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от 7 сентября 2016 г. по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.