Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Ваулина А.А. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по
апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжске Республики Марий
Эл (межрайонное) на решение Волжского городского суда Республики
Марий Эл от 12 сентября 2016 года, которым постановлено:
исковые требования Сапожниковой А.А. к
Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда
Российской Федерации в г. Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) о
признании права на досрочную пенсию по старости в связи с
осуществлением лечебной деятельности, включении периодов работы в
льготный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с
осуществлением лечебной деятельности удовлетворить;
признать незаконными решения Государственного учреждения -
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе
Республики Марий Эл за "N" от 11 марта 2016 года и "N" от
20 июля 2016 года об отказе Сапожниковой А.А. в
назначении страховой пенсии по старости досрочно;
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного
Фонда Российской Федерации в г. Волжске Республики Марий Эл
(межрайонное) включить Сапожниковой А.А. периоды
работы с 1 ноября 1999 года по 19 августа 2005 года в должности медсестры
по массажу в Учреждении "Санаторий "Кленовая гора"; с 20 августа 2005
года по 20 марта 2012 года, с 24 марта 2012 года по 12 февраля 2014 года, с
18 декабря 2014 года по 6 декабря 2015 года, с 12 декабря 2015 года по 4 мая
2016 года в должности фармацевта и медсестры по массажу в Учреждении
"Санаторий "Кленовая гора" в стаж для досрочного назначения страховой
пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности;
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного
Фонда Российской Федерации в г. Волжске Республики Марий Эл
(межрайонное) назначить Сапожниковой А.А. с 4 мая
2016 года страховую пенсию по старости досрочно в связи с осуществлением
лечебной деятельности.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сапожникова А.А. обратилась в суд с иском к Государственному
учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в
г. Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) (далее ? УПФР в
г. Волжске, ответчик), после уточнения исковых требований просила:
признать незаконным решения ответчика за "N" от 11 марта 2016
года и "N" от 20 июля 2016 года об отказе ей в назначении страховой
пенсии по старости досрочно; обязать ответчика включить периоды работы с
1 ноября 1999 года по 19 августа 2005 года в должности медсестры по
массажу в учреждении "Санаторий "Кленовая Гора", с 20 августа 2005 года
по 20 марта 2012 года, с 24 марта 2012 года по 12 февраля 2014 года, с 18
декабря 2014 года по 6 декабря 2015 года, с 12 декабря 2015 года по 24
февраля 2016 года в должности фармацевта и медсестры по массажу в
учреждении "Санаторий "Кленовая Гора" в стаж для досрочного назначения
страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной
деятельности; обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости
досрочно в связи с осуществлением лечебной деятельности с 25 февраля 2016
года.
В обоснование иска Сапожникова А.А. указала, что решениями
ответчика от 11 марта 2016 года и от 20 июля 2016 года ей отказано в
назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013
года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за которой она обратилась 25
февраля 2016 года, по причине отсутствия у нее требуемого стажа лечебной
деятельности в учреждениях здравоохранения - 25 лет. Ответчик не включил
в специальный стаж периоды ее работы в должности медсестры по массажу в
санатории "Кленовая Гора" с 1 ноября 1991 года по 19 августа 2005 года, а
также периоды работы в должности фармацевта и медсестры по массажу в
санатории "Кленовая Гора" с 20 августа 2005 года по 20 марта 2012 года, с
24 марта 2012 года по 12 февраля 2014 года, с 18 декабря 2014 года по 6
декабря 2015 года, с 12 декабря 2015 года по 24 февраля 2016 года.
Указанные периоды не включены ответчиком со ссылкой на то, что
наименование учреждения и наименование должности не соответствуют
Списку, утвержденному Постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 октября 2002 гола за N 781. Решения ответчика считает
незаконными, так как учреждение "Санаторий "Кленовая Гора", в котором
она работала в спорные периоды, соответствуют учреждению,
предусмотренному вышеуказанным Списком, поскольку санаторий проводит
преимущественно лечение больных с заболеваниями костно-мышечной
системы, то есть с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Кроме того,
в спорные периоды работы в должности фармацевта и медсестры по массажу
она выполняла работы по лечебной деятельности как медсестра по массажу и отпуску фиточаев, то есть фактически выполняла работу по должности медсестры физиотерапии, которая предусмотрена Списком.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Волжске просит решение суда
отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении
исковых требований Сапожниковой А.А. отказать в полном объеме, ссылаясь
на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование жалобы указано, что учреждение "Санаторий "Кленовая
Гора" является санаторием для лечения разного вида заболеваний, профиль
этого санатория не указан в разделе "Наименование учреждений" в Списках,
утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 22
сентября 1999 года N 1066 и от 29 октября 2002 года N 781. Вывод суда о
том, что заболевание костно-мышечной системы и нарушения опорно-
двигательного аппарата являются идентичными понятиями, является
неправомерным, поскольку право определять виды учреждений, работ,
профессий, должностей, работа в которых дает право на назначение
досрочной страховой пенсии по старости принадлежит Правительству
Российской Федерации, суд таким правом не наделен. Списки носят
исчерпывающий перечень наименований учреждений, должностей и
расширительному толкованию не подлежат.
В жалобе также приводятся доводы о том, что суд не вправе
устанавливать тождественность различных наименований работ, профессий,
должностей, следовательно, тождественность занимаемой истцом должности
"фармацевт" иным должностям, указанным в Списках, в частности
"медицинская сестра по физиотерапии", судом не могла быть установлена.
Отпуск травяных чаев по назначению врача не относится к
физиотерапевтическим методам лечения, функциональные обязанности по
вышеуказанным должностям различны и не могут являться тождественными,
поскольку предусматривают выполнение разного рода задач. Должность
"фармацевт" не включена в перечь должностей, работа в которых дает право
на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением
лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, поэтому у суда отсутствовали правовые основания для
включения в специальный стаж периода работы истца в должности
фармацевта в санатории "Кленовая гора".
В возражениях на апелляционную жалобу Сапожникова А.А. приводит
доводы в поддержку решения суда, просит оставить апелляционную жалобу
без удовлетворения.
Заслушав представителя УПФР в г. Волжске Мурзину М.Ю.,
поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Сапожникову А.А. и ее
представителя Смирнову М.Ю., просивших оставить решение суда без
изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и это установлено судом первой
инстанции, что решениями Государственного учреждения - Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Республики
Марий Эл, правопреемником которого является Государственное
учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в
г. Волжске Республики Марий Эл (межрайонное), "N" от 11 марта
2016 года и от 20 июля 2016 года Сапожниковой А.А. отказано в назначении
страховой пенсии по старости досрочно, так как нет требуемого стажа в
связи с лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения в сельской
местности и поселках городского типа - 25 лет.
Стаж лечебной деятельности Сапожниковой А.А. бесспорно
засчитанный ответчиком на момент обращения за назначением пенсии - 25
февраля 2016 года составляет 9 лет 4 месяца 12 дней.
В специальный стаж истца не включены спорные периоды работы:
с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года, с 1 января 2002 года по
19 августа 2005 года в должности медсестры по массажу в санатории
"Кленовая гора";
с 20 августа 2005 года по 20 марта 2012 года, с 24 марта 2012 года по 12 февраля 2014 года, с 18 декабря 2014 года по 6 декабря 2015 года, с 12
декабря 2015 года по 24 февраля 2016 года в должности фармацевта и
медсестры по массажу на 0,5 ставки в санатории "Кленовая гора" (л. д. 5, 53).
Согласно данным трудовой книжки Сапожникова А.
А. работала в учреждении "Санаторий "Кленовая Гора" в
период с 12 сентября 1991 года по 19 августа 2005 года в должности
медсестры но массажу, с 20 августа 2005 года переведена на должность
фармацевта при совместительстве на 0,5 ставки медсестры по массажу 6
разряда, в которой продолжает работать по настоящее время в этом же
санатории (л. д. 6-8).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Сапожниковой
А.А., суд первой инстанции принял во внимание то, что в соответствии с
Уставом учреждения "Санаторий "Кленовая Гора" это Учреждение создано
путем реорганизации Марийского Республиканского совета профсоюзов.
Предметом деятельности Учреждения является лечение больных с
заболеванием нервной системы, органов пищеварения, костно-мышечной
системы и другими заболеваниями (пункт 2.2 Устава, л. д. 15-17). Суд также
учел, что учреждение "Санаторий "Кленовая Гора" имеет лицензию па
осуществление медицинской деятельности, в том числе по осуществлению
санаторно-курортной помощи по ортопедии (л. д. 66).
Установив на основании пояснений специалиста, показаний свидетеля
и письменных документов, что заболевание костно-мышечной системы и
нарушения опорно-двигательного аппарата являются идентичными
понятиями, а учреждение "Санаторий "Кленовая Гора" проводит преимущественное лечение больных с заболеваниями костно-мышечной
системы, то есть с нарушениями опорно-двигательного аппарата, суд пришел
к выводу о том, что Сапожникова А.А. в спорные периоды работала в
санатории определенного профиля, поименованного в соответствующих
Списках, в данном случае в санатории, предназначенном для лечения
больных нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами
суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном
применении норм материального права к спорным отношениям, кроме того,
выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют
обстоятельствам дела.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального
закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая
пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины
индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам,
осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской
местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской
местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от
их возраста.
Пунктом 2 статьи 30 названного Федерального закона предусмотрено,
что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей,
специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается
трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи,
правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной
пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Согласно подпункту "н" пункта 1 Постановления Правительства
Российской Федерации N 665 от 16 июля 2014 года при определении стажа
на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного
обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых
пенсиях" лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, применяются:
Список должностей и учреждений, правила исчисления периодов работы,
утвержденные Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002
года; для учета деятельности, имевшей место с 1 января 1992 года по 31
октября 1999 года включительно - Список должностей и учреждений,
утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября
1991 года N 464; для учета соответствующей деятельности, имевшей место в
период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно - Список
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на
пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья
населения, утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066; для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года -
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает
право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета
Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет
работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22
сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в
которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в
связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил
исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (утратило силу в
связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 29
октября 2002 года N 781) было установлено, что в выслугу, дающую право
на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране
здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в
соответствии со Списком профессий и должностей работников
здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и
иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за
выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6
сентября 1991 года N 464, а периоды работы после указанной даты - в
соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 данного
постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999
годаN 1066.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому
регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября
1991 года N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет,
работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений
засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья
населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных
прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности
учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета
Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых
по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет,
утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября
1991 года N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал
независимо от наименования должности лечебно-профилактических и
санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а
также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся
индивидуальной трудовой деятельностью.
С 1 ноября 1999 года был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает
право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране
здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том
числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с
последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения
больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных
ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел
"Наименование учреждений"), к должностям - должности медицинской
сестры и медицинской сестры по физиотерапии.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21
раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений,
работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную
и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29
октября 2002 года N781.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих
спорные отношения, следует, что с 1 ноября 1999 года только медицинским
работникам, работающим в санаториях определенного профиля,
поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в
стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с
осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья
населения.
Таким образом, с 1 ноября 1999 года изменилось правовое
регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников
санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж,
дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по
охране здоровья населения, работу в том числе медицинских сестер в
санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения
туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для
гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-
двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических
больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах)
иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после
принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22
сентября 1999 года N 1066, а именно после 1 ноября 1999 года, не
включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и
иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 года N 522 "О ведении государственного
реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская
специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с
приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Между тем из представленных в материалы дела учредительных
документов учреждения "Санаторий "Кленовая Гора", а также выданных
этому Учреждению лицензий и приложений к ним следует, что данный
санаторий не имеет таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза
всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита,
гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть
перечисленных в пункте 21 Списков, утвержденных постановлениями
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и от
29 октября 2002 года N 781 соответственно.
Так, согласно пункту 2.2 Устава учреждения "Санаторий "Кленовая
Гора" предметом деятельности Учреждения является лечение больных с
заболеваниями нервной системы, органов пищеварения, костно-мышечной
системы и другими заболеваниями. То есть санаторий "Кленовая Гора"
является санаторием общего (многопрофильного) типа, поэтому по своему
профилю не может относится к санаториям определенного профиля,
поименованных в вышеназванных Списках.
Из приложения N 1 к лицензии на осуществление медицинской
деятельности N ЛО-12-01-000278 от 16 декабря 2011 года следует, что
учреждению "Санаторий "Кленовая Гора" разрешено выполнение работ
(услуг) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по:
диетологии, лабораторной диагностике, лечебной физкультуре и спортивной
медицине, медицинским осмотрам, медицинскому массажу, сестринскому
делу, физиотерапии, функциональной диагностике; при осуществлении
санаторно-курортной помощи по: неврологии, общественному здоровью и
организации здравоохранения, рефлексотерапии, терапии,
гастроэнтерологии, травматологии и ортопедии.
Вопреки сделанному судом выводу приложение к лицензии на
осуществление медицинской деятельности не предусматривает такого
профиля деятельности санатория "Кленовая Гора", как лечение больных с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, так же как и других
определенных профилей деятельности санаториев, предусмотренных
Списками.
Суд первой инстанции неправильно применил названные выше нормы
материального права, подлежащие применению к спорным отношениям, и в
своем решении дал расширительное толкование пункта 21 Списков,
утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 22
сентября 1999 года N 1066 и от 29 октября 2002 года N 781.
По существу суд ошибочно исходил из того, что медицинская
деятельность санаториев по нескольким профилям видов деятельности, в том числе по лечению заболеваний костно-мышечной системы и ортопедии, дает
право на зачет периода работы в специальный стаж медицинских
работников, тем самым фактически отождествил указанные профили работы
с таким профилем видов деятельности санаториев, как лечение туберкулеза
всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита,
гематологических больных, лечение больных с нарушениями опорно-
двигательного аппарата, больных ревматизмом, психоневрологических
больных, предусмотренных Списками.
Пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами
дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" не
содержит разъяснений относительно включения в стаж работы, дающей
право медицинским работникам на досрочное назначение трудовой пенсии
по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по
охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, работы в
санаториях (курортах), имеющих профили деятельности, не поименованные
в Списках, утвержденных постановлениями Правительства Российской
Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и от 29 октября 2002 года
N781.
Вместе с тем, указанный пункт Постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 содержит
разъяснение о том, что установление тождественности различных
наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Судебная коллегия считает обоснованным довод апелляционной
жалобы о том, что суд был не вправе устанавливать тождественность
занимаемой истцом должности "фармацевт" должности "медицинская сестра
по физиотерапии", так как эти должности имеют разное наименование,
должность фармацевта является самостоятельной должностью,
предусмотренной нормативно-правовыми актами.
Во всяком случае, это обстоятельство не может повлиять на вывод
судебной коллегии об отмене решения суда первой инстанции, поскольку
независимо от занимаемой должности Сапожникова А.А. в спорные периоды
работала в учреждении, наименование которого не предусмотрено
вышеуказанными Списками.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о включении в
специальный стаж Сапожниковой А.А. периодов ее трудовой деятельности с
1 ноября 1999 года по 19 августа 2005 года в должности медсестры по
массажу в учреждении "Санаторий "Кленовая гора"; с 20 августа 2005 года
по 20 марта 2012 года, с 24 марта 2012 года по 12 февраля 2014 года, с 18
декабря 2014 года по 6 декабря 2015 года, с 12 декабря 2015 года по 4 мая
2016 года в должности фармацевта и медсестры по массажу в учреждении
"Санаторий "Кленовая гора" является неправомерным.
С учетом указанного стаж работы, дающей право на досрочное
назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, у истца как на день обращения за назначением страховой
пенсии по старости, так и на день рассмотрения дела судом, составляет менее
требуемых 25 лет, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось
законных оснований для возложения на ответчика обязанности назначить
Сапожниковой А.А. страховую пенсию по старости в соответствии с
подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013
года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия
принимает по делу новое решение, которым отказывает в удовлетворении
исковых требований, заявленных Сапожниковой А.А.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 12
сентября 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых
требований Сапожниковой А.А. отказать.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи А.А. Ваулин
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.