Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего: Попова Г.В.
судей: Братухина В.В. и Медведевой И.А.,
при секретаре Романове Р.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 декабря 2016 года, которым постановлено:
признать незаконным решение Министерства внутренних дел по
Республике Марий Эл от 07 октября 2016 года об аннулировании выданного Ахмедову К.У. разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Марий Эл восстановить Ахмедову К.У. разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Братухина В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Управления по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл "N" от 7 октября 2016 года разрешение на временное проживание в Российской Ффедерации, выданное гражданину " ... " Ахмедову К.У. "дата", аннулировано на основании пп. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ввиду того, что Ахмедов К.У. с момента получения разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, не представил сведений о доходах.
Ахмедов К.У. обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл (далее - МВД по Республике Марий Эл), в котором просил признать незаконным решение Управления по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл от 7 октября 2016 года об аннулировании выданного ему разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
В обоснование требований Ахмедов К.У. указал, что на территории Российской Федерации проживает с " ... " года. С " ... " года состоит в браке с гражданкой Российской Федерации А.Ф.Ф., с которой имеют малолетнего ребенка ? гражданина РФ. В настоящее время его жена беременна и в конце 2016 года у них родится еще один ребенок. Полагает, что оспариваемое им решение об аннулировании разрешения на временное проживание в РФ является незаконным, поскольку представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, противоречит положениям Конституции РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, правовой позиции Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе МВД по Республике Марий Эл просит решение отменить, полагая его вынесенным с неправильным применением норм материального права. Оспариваемое решение от 7 октября 2016 года было принято в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Правилами определения среднемесячного дохода иностранного гражданина или лица без гражданства и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2007 года N 91. Ахмедовым К.У. не доказан факт наличия у него доходов либо достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, не прибегая к помощи государств, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного на территории Республики Марий Эл. Наличие у иностранного гражданина супруги и несовершеннолетнего ребенка, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих в Российской Федерации, не освобождает данного гражданина от соблюдения законов Российской Федерации и ответственности за их нарушение.
Заслушав объяснения представителя МВД по Республике Марий Эл Мосунова П.Л., поддержавшего жалобу, Ахмедова К.У. и его представителя Мухаматшина М.М., просивших решение оставить без изменения, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения суда не находит.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности решения нельзя признать состоятельными, они не подтверждаются материалами дела. Вывод суда об удовлетворении требований Ахмедова К.У. основан на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, судом также не допущено.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Действие настоящего положения не распространяется на иностранного гражданина:
размер среднемесячного дохода которого или размер среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи которого не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого указанному иностранному гражданину разрешено временное проживание. Среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
обучающегося по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации Российской Федерации;
обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации высшего образования в Российской Федерации, в том числе и по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
пенсионера или инвалида;
относящегося к иным категориям лиц, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктами 2 и 3 вышеуказанных Правил установлено, что среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяется в целях установления их соответствия уровню прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину разрешено временное проживание.
К членам семьи иностранного гражданина относятся супруг (супруга), родители (усыновители) и дети (усыновленные) иностранного гражданина, совместно проживающие с ним на территории субъекта Российской Федерации, в котором ему выданастоящих Правил, расчет среднемесячного дохода производится исходя из суммы доходов иностранного гражданина (сумм доходов членов семьи иностранного гражданина), полученных в течение очередного года с даты выдачи иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
Согласно пункту 5 Правил, расчет среднемесячного дохода производится исходя из суммы доходов иностранного гражданина (сумм доходов членов семьи иностранного гражданина), полученных в течение очередного года с даты выдачи иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ахмедов К.У., гражданин " ... ", прибыл в Российскую Федерацию "дата" в порядке, не требующем получения визы.
"дата" Ахмедов К.У. обратился с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
"дата" Ахмедов К.У. заключил брак с гражданкой Российской Федерации К.Ф.Ф. Встал на миграционный учет по адресу: "адрес" до "дата".
Решением Управления Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл "N" от 25 апреля 2014 года Ахмедову К.У. разрешено временное проживание в Российской Федерации на основании ст.6.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" по вышеуказанному адресу до 25 апреля 2017 года.
"дата" у Ахмедова К.У. и А.Ф.Ф. ( К.) родилась дочь А.Я.К.
Из медицинской документации А.Ф.Ф. следует, что она в настоящее время состоит на учете по беременности.
В судебном заседании суда первой инстанции А.Ф.Ф. подтвердила факт совместного проживания с Ахмедовым К.У. в браке. Также пояснила, что в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком, а также в отпуске по беременности. Семью материально обеспечивает супруг Ахмедов К.У., который имеет ежемесячный доход около " ... " рублей, занимается ремонтом квартир частных лиц по гражданско-правовым договорам.
В заседание судебной коллегии административным истцом представлено свидетельство о рождении дочери его и А.Ф.Ф. - А.Р.М. - "дата" года рождения.
Из материалов дела следует, что при подаче 24 июня 2016 года в миграционный орган уведомления о подтверждении проживания на территории РФ Ахмедов К.У. в подтверждении наличия доходов предоставил гражданско-правовой договор, заключенный "дата" гражданкой М.Н.А., по которому за выполнение ремонтных работ, согласно пояснениям административного истца, он получил " ... " рублей наличными денежными средствами, которые отразил на своем лицевом счете.
Сведений о трудоустройстве в установленном законодательством Российской Федерации порядке Ахмедов К.У. в миграционный орган не представил.
В судебном заседании Ахмедов К.У. пояснил, что в ближайшее время намерен трудоустроиться официально.
Величина среднедушевого прожиточного минимума в Республике Марий Эл, определяемого в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 6 марта 2006 года N 11-З "О прожиточном минимуме и потребительской корзине в Республике Марий Эл", со II квартала 2015 года II квартал 2016 года составляла от 9095, 86667, 8428, 8770, 8996 рублей соответственно.
Решением Управления по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл N 2655 от 7 октября 2016 года разрешение на временное проживание в Российской Федерации, выданное Ахмедову К.У. 25 апреля 2014 года, аннулировано на основании пп. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ввиду того, что Ахмедов К.У. с момента получения разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, не представил сведений о доходах.
Как установлено судом, сведений о доходах, наличии средств на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Марий Эл, полученных в течение очередного года с даты выдачи иностранному гражданину разрешения на временное проживание с 25 апреля 2015 года по 25 апреля 2016 года, Ахмедов К.У. в миграционный орган не представил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что формальные основания для принятия решения об аннулировании выданного Ахмедову К.У. разрешения на временное проживание в Российской Федерации имелись.
Согласно ст. 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней. Иностранный гражданин, не исполнивший данную обязанность, подлежит депортации.
Оценив исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, сопоставив степень общественной опасности совершенных административных правонарушений и угрозу нарушения прав, охраняемых законом интересов детей, семьи, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что аннулирование разрешения на временное проживание влечет для Ахмедова К.У. обязанность добровольно покинуть Российскую Федерацию и, как следствие, нарушение его права на уважение личной и семейной жизни, гарантированное ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в связи с чем оспариваемое решение об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации является незаконным.
Судебная коллегия считает данные выводы суда правильными, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 2 марта 2006 года N 55-О, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям, а также отвечать характеру совершенного деяния. С учетом установленных судом обстоятельств, правовые последствия аннулирования разрешения на временное проживание в Российской Федерации представляют для административного истца серьезное вмешательство в сферу семейной, личной жизни, что нарушает основополагающие принципы, закрепленные в Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Исходя из того, что административный истец состоит в браке с гражданкой Российской Федерации, имеет малолетних детей - граждан Российской Федерации, а также того, что доказательств крайней необходимости аннулирования разрешения на временное проживание в Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства суду не представлено, как не представлено и доказательств соразмерности таких мер воздействия преследуемой цели, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Ахмедова К.У.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в полном объеме.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства внутренних дел по Республике Марий и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий Попов Г.В.
Судьи Братухин В.В.
Медведева И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.