Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Разуваевой Т.А.,
судей Бузыновской Е.А., Ющенко И.К.,
С участием прокурора Лазаревой Н.А.,
при секретаре Никитченко С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 февраля 2017 года в городе Хабаровске дело по апелляционной жалобе Антоновой Т. В. на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 01 декабря 2016 года по исковому заявлению Министерства обороны РФ к Антоновой Т. В., Паутову В. А., ФИО1 о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения,
заслушав доклад судьи И.К. Ющенко, пояснения Антоновой Т.В., Паутова В.А., представителя МО РФ Горбачева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Антоновой Т.В., Паутову В.А., Бабайцеву Е.Г. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения, расположенного по "адрес", без предоставления другого жилого помещения, указав, что квартира является служебной и находится на балансе Министерства обороны России, с которым Антонова Т.В. уже не состоит в трудовых отношениях. Ответчики продолжают удерживать жилое помещение, нарушая тем самым охраняемые интересы государства.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 01 декабря 2016 года Антонова Т.В., Паутов В.А., ФИО1 признаны утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по "адрес", с их выселением без предоставления другого жилого помещения.
В апелляционной жалобе Антонова Т.В. просит отменить решение суда, указав, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у истца права собственности на спорное жилое помещение, а также доказательства, подтверждающие статус служебного жилого помещения. Паутов В.А. является военнослужащим, и должен быть обеспечен жильем, как и члены его семьи - мать и брат. Спорное жилое помещение было передано в муниципальную собственность. Фактически они вселились в спорную квартиру в 2001 году, но договор был оформлен позже. Антонова Т.В. получила квартиру в связи с работой, следовательно, к данным правоотношениям следует применять ЖК РСФСР. Антонова Т.В. имеет стаж в учреждениях оборонного ведомства более 10 лет. На момент увольнения Антоновой Т.В. в связи с ликвидацией войсковой части, она проживала в квартире с ребенком.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что на основании постановления главы администрации Хабаровского района от 16.12.1990г. N в закрытом военном городке Гаровка-2 определены служебными квартиры, в том числе в "адрес".
В судебном заседании установлено, что заседанием жилищной комиссии войсковой части 54902 от 11.03.2008г. постановленовыделить служебную квартиру по "адрес" Антоновой Т.В., занимавшей на тот момент должность "данные изъяты" в войсковой части 54902.
Антоновой Т.В. с учетом членов ее семьи - сына Паутова В.А. предоставлено служебное жилое помещение - квартира "адрес", что подтверждается договором N найма служебного жилого помещения от 14.04.2008г. года, заключенного между Восточной КЭЧ района в лице начальника ФИО2 и ответчиком. Жилое помещение предоставлялось временно в связи с прохождением военной службы. В пункте 4.3 предусмотрено прекращение договора в связи с истечением срока действия трудового договора, с окончанием срока службы. Наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения. По истечению срока действия договора несовершеннолетние дети и другие члены семьи, проживающие совместно с нанимателем самостоятельных прав на данную жилую площадь не приобретают.
В соответствии с п. 12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 года N61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.
Из пунктов 1, 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082 следует, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в структуру которого входят центральные органы военного управления и иные подразделения, и оно осуществляет определенные полномочия, в том числе в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации может своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности в рамках своей компетенции.
Судом установлено, что полномочиями собственника служебной квартиры по "адрес" обладает Министерство обороны Российской Федерации.
Антонова Т.В., Паутов В.А. и ФИО1 зарегистрированы и проживают в квартире по "адрес", что подтверждается поквартирной карточкой, карточкой регистрации, актом об установлении факта проживания от 20.06.2016г.
В судебном заседании установлено, что Антонова Т.В. в настоящее время в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не состоит. С 01.08.2014г. и по настоящее время работает "данные изъяты" в МКДУ с. Гаровка-2, что подтверждается записью в трудовой книжке.
Как установлено в судебном заседании, Паутов В.А. в настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части 3524 Федеральной службы войск национальной гвардии РФ в должности ефрейтора.
В силу части 1 статьи 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 99 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 3 статьи 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.
В этой связи по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (статья 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Суд первой инстанции, установив, что трудовые отношения между Антоновой Т.В. и Министерством обороны РФ прекращены, учитывая, что ответчики не относятся к категориям лиц, выселяемых с предоставлением другого жилого помещения, руководствуясь вышеуказанными нормами, пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства и представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, судебная коллегия полагает, что ответчики утратили право пользования спорным жилым помещением, поскольку оно было предоставлено Антоновой Т.В. на период ее работы в войсковой части по трудовому договору в качестве гражданского персонала как служебное жилое помещение, трудовые отношения с Министерством обороны Российской Федерации прекращены, следовательно, действие договора найма служебного жилого помещения прекращено, и основания для проживания ответчиков в спорном жилом помещении отсутствуют.
Сведений о том, что спорное жилое помещение исключено из числа служебных, в материалах дела не имеется, а потому оснований не причислять спорную квартиру к числу служебных, не имеется.
Ответчики не относятся к категориям граждан, которые не подлежат выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья.
Поскольку ответчиками утрачены основания пользования спорным жилым помещением, они подлежат выселению без предоставления другого жилья.
Принимая во внимание, что право пользования несовершеннолетним ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения который был зарегистрирован в спорном жилом помещении, носило производный характер от жилищных прав матери, самостоятельного права на проживание в этой квартире у него не возникло.
Выводы суда мотивированы в судебном решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Определение круга доказательств по делу, их анализ и оценка произведены судом в соответствии с требованиями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 01 декабря 2016 года по исковому заявлению Министерства обороны РФ к Антоновой Т. В., Паутову В. А., ФИО1 о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Антоновой Т. В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Т.А. Разуваева
Судьи Е.А. Бузыновская
И.К. Ющенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.