Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Разуваевой Т.А.,
судей Пестовой Н.В., Ющенко И.К.,
при секретаре Арабаджи М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 марта 2017 года в городе Хабаровске дело по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья "Пушкина-50" на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 21 ноября 2016 года по исковому заявлению Шишкина В. В.ча к товариществу собственников жилья "Пушкина-50" о понуждении к совершению определенных действий,
заслушав доклад судьи И.К. Ющенко, пояснения представителя истца Земляковой Е.Э., представителя ответчика - Громовой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шишкин В.В. обратился в суд с иском к ТСЖ "Пушкина-50" о понуждении к совершению определенных действий, указав, что 29 июля 2015 года им была подана жалоба в контрольное управление Правительства Хабаровского края на незаконные начисления и действия председателя ТСЖ "Пушкина-50", в связи с чем была проведена проверка. Уставом ТСЖ определено, что размер обязательных платежей устанавливается общим собранием членов ТСЖ. Проверкой установлено, что размер обязательных платежей на 2014, 2015 годы не утвержден решением собрания членов ТСЖ. Ответчик не предоставил расчеты, обосновывающие установление суммы оплаты. Установление платы за техническое обслуживание автостоянки так же неправомерно, поскольку данная статья не предусмотрена сметой на 2015 года, учитывая, что он является собственником парковочного места. После проведения проверки ответчиком были частично устранены нарушения: произведен перерасчет начислений за техническое обслуживание автостоянки, пользование лифтом. Кроме того истцу на протяжении 45 месяцев начисляется плата за услуги исходя из площади квартиры 161,9 кв.м., вместе с тем, площадь его квартиры составляет 154,8 кв.м. Ответчик начисляет взносы на капитальный ремонт, однако, выяснилось, что в реестре специальных счетов их дом не значится. Незаконно производится начисление платы за содержание водоочистки, поскольку вопрос об увеличении площади общего имущества, включении в него новых объектов, не был решен на общем собрании членов ТСЖ. Платежи за вывоз твердых бытовых отходов, домофон, лифт и антенну за 2014-2016 годы начисляются несоразмерно доли истца в общей собственности, а исходя из количества проживающих, количества квартир собственников. С учетом уточнения требований, просил обязать ответчика привести платежные документы в соответствии с приказом Минстроя России от 29.12.2014 года N924/пр, признать незаконными начисление платежей за техническое обслуживание для домовладельцев, ремонт жилья исходя из площади 161,9 кв.м. и обязать произвести перерасчет за данные услуги исходя из площади 154,8 кв.м., признать незаконным и исключить начисление платежей за вывоз твердых бытовых отходов, домофон, лифт, антенна, техническое обслуживание автостоянки, содержание водоочистки, взносы на капитальный ремонт, взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 30000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 21 ноября 2016 года признаны незаконным начисления истцу платежей за техническое обслуживание для домовладельцев, ремонт жилья исходя из площади 161,9 кв.м. с возложением на ответчика обязанности произвести перерасчет с февраля 2013 года по октябрь 2016 года исходя из площади 154,8 кв.м. Признаны незаконными начисления истцу платежей за вывоз твердых бытовых отходов, домофон, лифт, антенну, техническое обслуживание автостоянки, содержание водоочистки, взноса на капитальный ремонт с возложением обязанности по исключению данных платежей из платежных документов. С ответчика в пользу истца взысканы расходы на оплату услуг представителя в сумме 30000 рублей, в удовлетворении остальной части иска отказано. С ответчика в местный бюджет взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Пушкина 50" просит отменить решение суда, указав, что суд установилобщую площадь квартиры истца на основании ксерокопии свидетельства о праве собственности. Истец приобрел квартиру площадью 161,9 кв.м., однако при регистрации его права, в свидетельстве была указана площадь без учета утепленной лоджии площадью 7,1 кв.м., где имеются радиаторы отопления. Вывод суда об исключении платежей виду неутверждения их размера общим собранием, противоречит положениям ст. 30 ЖК РФ, освобождает истца от бремени содержания имущества. Суд не вправе вмешиваться в их организационно-правовую деятельность. Суду были представлены протоколы общих собраний за 2013-2015 годы. Платежи за обслуживание лифтов, домофона, антенны, вывоз мусора водоочистку не изменены до настоящего времени. Расчет по содержанию водоочистки производится по аналогии водопотребления, исходя из количества проживающих. Водоочистка введена по решению общего собрания от 03 апреля 2006 года. Решением общего собрания от 25 августа 2008 года расчет расходов по лифтам определен по количеству проживающих. Общим собранием было решено об избрании способа формирования фонда капитального ремонта путем открытия специального счета, размер взносов, однако в связи с перерасходом средств на работы по капитальному ремонту, счет не был открыт, уведомление в жилищную инспекцию не было направлено.
Истец в суд апелляционной инстанции не явился, был надлежаще извещен о дате, времени и месте судебного заседания, об отложении рассмотрения дела не просил, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса РФ (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ).
Статьей 158 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса РФ плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме составляют плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плата за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.
В силу части 5 статьи 46 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (статья 39 Жилищного кодекса РФ).
Пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, установлено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами товарищества, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что 29.07.2015 г. Шишкин В.В. обратился с жалобой к руководителю Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края с просьбой о проведении проверки деятельности ТСЖ "Пушкина 50" по факту незаконно начисленных платежей, а также превышения полномочий председателем правления Громовой Т.В.
ГКУ Правительства Хабаровского края проведена проверка, в ходе которой установлено, что квитанции не соответствуют форме платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг согласно методических рекомендаций по ее заполнению.
Согласно ответам ГКУ Правительства Хабаровского края от 27.08.2015 г., по вопросу несоответствия формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг принято решение о направлении рекомендательного письма в адрес ТСЖ "Пушкина 50" о приведении платежных документов в соответствии с Приказом Минстроя России от 29.12.2014 г. N 924/пр.
Согласно проведенной проверки ГКУ Правительства Хабаровского края установлено, что размеры обязательных платежей за вывоз твердых бытовых отходов, домофон, лифт, антенну, техническое обслуживание автостоянки, содержание водоочистки в доме установлены не в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства, т.к. рассчитаны не соразмерно доли собственника в праве общей собственности в МКД, начисление платы за техническое обслуживание автостоянки также является не правомерным, что также подтверждается актом проверки N от 27.08.2015 г., предписанием N от 27.08.2015 г. об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации выданным ГКУ Правительства Хабаровского края.
За 2013 г., 2014 г., 2015 г., 2016 г. расчет коммунальных услуг за техническое обслуживание для домовладельцев, ремонт жилья производится истцу исходя из размера общей площади жилого помещения 161, 9 кв. м.
Расчет размера площади квартиры ответчиком произведен на основании имеющейся технической документации на квартиру, вместе с тем, доказательств, подтверждающих указанные доводы, стороной ответчика не представлено, в то время, как из свидетельства о государственной регистрации права судом достоверно установлено, что площадь квартиры истца составляет 154, 8 кв. м.
Согласно ст. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, па снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В силу п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов определяется органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.Пунктом 10.4.10 Устава ТСЖ "Пушкина, 50" предусмотрено, что установление размера обязательных платежей членов товарищества отнесено к компетенции общего собрания членов ТСЖ.
Судом установлено, что истцу производятся начисление обязательных платежей за вывоз твердых бытовых отходов, домофон, лифт, антенну, техническое обслуживание автостоянки, содержание водоочистки, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела, а также подтверждается платежными документами.
Протоколом N общего собрания собственников жилых помещений по "адрес" от 04.10.2002 г. утверждены коммунальные платежи исходя из Постановлений Мэра г. Хабаровска за техническое обслуживание за 1 кв. м в размере 08 руб. 13 коп., капитальный ремонт - 0,49 руб. за 1 кв. м. Кроме того, п. 6 Протокола установлено изначально с учетом индивидуальной планировкой квартир и соблюдения требований равноправия и справедливости при содержании жилого фонда и мест общего пользования определить расчет коммунальных платежей за видеонаблюдение, вывоз бытовых отходов, антенну, лифт исходя из количества проживающих лиц.
На общем собрании собственников вопрос об установлении размера платы за вывоз твердых бытовых отходов, домофон, лифт, антенну, техническое обслуживание автостоянки, содержание водоочистки с учетом долей в праве общей собственности на общее имущество собственников долей в праве собственности не разрешался.
Из представленных суду первой инстанции расчетов, обосновывающих установленные суммы оплат за 2014 г., 2015 г., установлено, что данные расчеты произведены из общей площади жилого дома, а также средней численности проживающих по квартирам, вместе с тем расчеты взимаемых платежей товариществом с собственников в МКД N стороной ответчика не представлены.
Из представленных в материалы дела протоколов общего собрания от 2002 г., 2003 г., 2006 г., 2010 г., 2014 г., расчетов размера платы по коммунальным платежам за 2015 г., 2014 т ... сметы расходов на 2014-2015 г.г. невозможно определить, какие исходные данные были применены для определения размера спорной платы за вывоз твердых бытовых отходов, домофон, лифт, антенну, техническое обслуживание автостоянки, содержание водоочистки.
12.03.2014 г. проведено внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома N в форме заочного голосования. По итогам голосования принято решение о взимании ежемесячного взноса на капитальный ремонт по минимальной ставке, определенной Постановлением правительства Хабаровского края от 30.12.2013 г. N 4769-пр, в размере 5 руб. в месяц на квадратный метр. Выбран способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет. Определена кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет - ОАО "Внешторгбанк". Указанный протокол не оспорен.
Вместе с тем, доказательств того, что в 2015 г. общим собранием собственников помещений многоквартирного дома принималось решение о взимании ежемесячного взноса на капитальный ремонт стороной ответчика суду не представлено.
Согласно выписке из протокола заседания правления ТСЖ "Пушкина 50" от 16.01.2015 следует, что членами правления определен перечень услуг и работ по капитальному ремонту, вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения дела, стороной ответчика не приняты надлежащие меры по внесению сведении в реестр специальных счетов, который формируется на основании заявлений ТСЖ.
Суд первой инстанции, установив, что фактически размер платы за вывоз твердых бытовых отходов, домофон, лифт, антенну, техническое обслуживание автостоянки, содержание водоочистки, ответчик установилпроизвольно, без планировании расходов и доходов по смете, где такие расходы не предусматривалось. В сметах, утвержденных решением собрания на 2014 г., 2015 г. и представленных суду размер обязательных платежей членов товарищества на 2014 г., 2015 г. не указан, решением собрания членов товарищества не утвержден, руководствуясь вышеуказанными нормами, пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца в этой части.
Довод жалобы об установлении размеров платежей на общих собраниях членов ТСЖ, несостоятелен, поскольку решением общего собрания от 23.01.10г. была повышена только плата за техническое обслуживание до 18,50 за кв.м. Протоколом общего собрания от 25 февраля 2006 года установлена плата за ремонт жилья 3,50 за кв.м. Решения по остальным платежам в материалах дела отсутствуют, их отсутствие так же отражено в проверке контрольного управления Правительства Хабаровского края.
При таких обстоятельствах оснований для выставления в квитанции указанных платежей у ответчика не имелось.
Поскольку на момент рассмотрения дела решений общих собраний не имелось, вывод суда первой инстанции о незаконности включения данных платежей в квитанцию с возложением обязанности по исключению данных платежей из платежных документов - обоснован.
К тому же довод ответчика о том, что по итогам года принимались отчеты по проведенным расходам не могут быть основанием для признания законности начислений по спорным платежам в настоящий момент, поскольку решений общих собраний по утверждению размеров указанных платежей не принималось.
Судом первой инстанции не принималось решение о перерасчете за вывоз твердых бытовых отходов, домофон, лифт, антенну, техническое обслуживание автостоянки, содержание водоочистки за прошедший период. В указанной части решение суда не обжаловано. Суд апелляционной инстанции рассматривает дело только по доводам поступивших жалоб.
Выводы суда мотивированы в судебном решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Определение круга доказательств по делу, их анализ и оценка произведены судом в соответствии с требованиями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 21 ноября 2016 года по исковому заявлению Шишкина В. В.ча к
товариществу собственников жилья "Пушкина-50" о понуждении к совершению определенных действий - оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Пушкина-50" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Т.А. Разуваева
Судьи Н.В. Пестова
И.К. Ющенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.