Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО9,
судей - ФИО10 ФИО8,
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия (далее - Миннац Ингушетии) и Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по "адрес" (далее - УВМ МВД по "адрес") о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий
по апелляционной жалобе истца на решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия
установила:
истцы в обоснование заявленных требований указали, что являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, своевременно проходили переучет и продлевали срок действия статуса вынужденного переселенца, а в последний раз - до ДД.ММ.ГГГГ Письмом Миннац Ингушетии им сообщено, что не состоят в сводном списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" (далее - Подпрограмма), поскольку в ходе согласования исключены из него миграционной службой по причине получения компенсации за утраченное жилье в рамках постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N. Ссылаясь на незаконность действий ответчиков, просили обязать УВМ МВД по "адрес" и Миннац Ингушетии восстановить их в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в прежней очереди и до полного жилищного обустройства.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истцов содержится просьба об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Истцы, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей ответчиков ФИО6 и ФИО7, просивших решение суда оставить в силе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-I "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
Согласно подп. "ж" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" (далее - Правила) право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных из органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год.
Сводный список в отношении граждан, указанных в подп. "ж" п. 5 Правил, до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, истцы являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, срок действия статуса вынужденного переселенца им продлен до ДД.ММ.ГГГГ
Из письма Миннац Ингушетии от ДД.ММ.ГГГГ N еу-1086/35 следует, что истцы не значатся в сводных списках граждан-участников Подпрограммы, поскольку в ходе согласования исключены из него Управлением по вопросам миграции МВД по "адрес" в связи с получением компенсации за утраченное жилье в рамках постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно".
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия ответчиков по исключению из сводных списков истцов не нарушают их права и законные интересы, поскольку получение названной компенсации лишает истцов права на участие в Подпрограмме.
Судебная коллегия с данными выводами суда не соглашается ввиду того, что право на участие в Подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами. В удостоверениях вынужденных переселенцев ФИО1 и ФИО2 имеются отметки о продлении указанного статуса до ДД.ММ.ГГГГ, заверенные оттиском печати УФМС России по "адрес". Следовательно, отказ Миннац Ингушетии от ДД.ММ.ГГГГ во включении истцов в сводные списки граждан-участников Подпрограммы на 2017 г., является необоснованным, поскольку статус вынужденного переселенца им был продлен до ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем судебная коллегия полагает, что требования истцов о восстановлении в сводных списках до полного жилищного обустройства не подлежат удовлетворению ввиду того, что сводные списки формируются ежегодно и осуществляется на основании заявления, соответственно суд не может выходить за рамки, установленные законом, в том числе и временные.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 и ФИО2 к Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия и Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по "адрес" о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить частично.
Обязать Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел по "адрес" восстановить ФИО1 и ФИО2 в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия восстановить ФИО1 и ФИО2 в сводном списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" на 2017 г. под тем же номером, в котором они состояли до исключения из списка.
В остальной части иска отказать.
Апелляционную жалобу истцов удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья Верховного Суда
Республики Ингушетия ФИО8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.