Судья Верховного Суда Республики Ингушетия ФИО3, изучив кассационную жалобу представителя ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"" на решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико - санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес"" и отделу Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" о признании незаконным заключения военно - врачебной комиссии,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"" и ОФСИН России по "адрес" о признании незаконным заключения военно - врачебной комиссии.
В обоснование заявленных требований ФИО1 ссылался на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах налоговой полиции, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в УФСКН России по "адрес", а с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ служил в органах уголовно - исполнительной системы, где с декабря 2010 г. замещал должность заместителя начальника ФКУ СИЗО - 1 ОФСИН России по "адрес". В период прохождения службы в УФСКН России по "адрес" им получена травма, которая по результатам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ признана полученной при исполнении служебных обязанностей. После получения травмы продолжал службу в правоохранительных органах и на протяжении последующих лет неоднократно проходил стационарное и амбулаторное лечение. Приказом начальника ФКУ СИЗО - 1 ОФСИН России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N л/с зачислен в распоряжение ФКУ СИЗО - 1 ОФСИН России по "адрес" с направлением на медицинское освидетельствование.
Истец указал, что по результатам освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ военно - врачебной комиссией МСЧ МВД по "адрес" вынесено заключение, согласно которому он признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, негодным в должности заместителя начальника ФКУ СИЗО - 1 ОФСИН России по "адрес" по 2 группе предназначения, и имеющим возможность выполнять служебные обязанности в должности, отнесенной к 4 группе предназначения. Приказом начальника ФКУ СИЗО - 1 ОФСИН России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-л/с уволен с должности заместителя начальника ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по "адрес" по п. "в" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
Истец ссылался также на то, что заключением независимой военно - врачебной экспертизы, проведенной ООО "5 центр военно - врачебной экспертизы - СКФО", он признан ограниченно годным к военной службе на момент увольнения из ОФСИН России по "адрес", причинная связь имеющихся у него заболеваний: "Последствия травмы левой верхней конечности. Неправильно консолидированный перелом шейки левой плечевой кости. Посттравматический артроз левого плечевого сустава с умеренно -выраженным нарушением функции сустава. Смешанная постиммобилизационная контрактура левого локтевого сустава с незначительным нарушением функций сустава" определена в формулировке "военная травма".
По мнению ФИО1, вывод, содержащийся в заключении военно -врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ, о признании его годным к военной службе, является необоснованным, поскольку по результатам независимой военно - врачебной экспертизы он признан ограниченно годным к военной службе с установлением причинной связи заболеваний в редакции "военная травма". Просил суд признать названное заключение незаконным в части признания его годным к военной службе; обязать ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"" вынести заключение о категории годности его к военной службе в формулировке "В - ограниченно годен к военной службе" и установить причинную связь заболеваний в редакции "военная травма"; обязать ОФСИН России по "адрес" внести в приказ от ДД.ММ.ГГГГ N - л/с изменение, признав его уволенным по п. "з" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья - на основании заключения военно - врачебной комиссии об ограниченной годности к военной службе).
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"" просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, как незаконные.
При изучении доводов кассационной жалобы по материалам дела, истребованного судьей Верховного Суда Республики Ингушетия, установлены основания для передачи жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах налоговой полиции, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в УФСКН России по "адрес", а с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ служил в органах уголовно - исполнительной системы, где с декабря 2010 г. замещал должность заместителя начальника ФКУ СИЗО - 1 ОФСИН России по "адрес". В период прохождения службы в УФСКН России по "адрес" истцом получена травма, которая по результатам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ признана полученной при исполнении служебных обязанностей.
По результатам освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ военно - врачебной комиссией ФКУЗ " МСЧ МВД России по "адрес"" вынесено заключение, согласно которому истец признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, негодным в должности заместителя начальника ФКУ СИЗО - 1 ОФСИН России по "адрес" по 2 группе предназначения, при этом, как следует из заключения, истец может выполнять служебные обязанности в должности, отнесенной к 4 группе предназначения.
Приказом начальника ФКУ СИЗО - 1 ОФСИН России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N - л/с ФИО1 уволен с должности заместителя начальника ФКУ СИЗО - 1 ОФСИН России по "адрес" по п. "в" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
Заключением независимой военно - врачебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ N, проведенной обществом с ограниченной ответственностью "5 центр военно - врачебной экспертизы - СКФО", ФИО1 признан "В - ограниченно годным к военной службе" с установлением причинной связи заболеваний: "Последствия травмы левой верхней конечности. Неправильно консолидированный перелом шейки левой плечевой кости. Посттравматический артроз левого плечевого сустава с умеренно - выраженным нарушением функции сустава. Смешанная постиммобилизационная контрактура левого локтевого сустава с незначительным нарушением функций сустава" в формулировке "военная травма".
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд, руководствуясь постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Положения о военно - врачебной экспертизе", постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Положения о независимой военно -врачебной экспертизе", ссылаясь на заключение независимой военно - врачебной экспертизы ООО "5 центр военно - врачебной экспертизы - СКФО" от ДД.ММ.ГГГГ N, пришел к выводу о наличии оснований для установления причинной связи имеющихся у ФИО1 заболеваний в формулировке "военная травма".
С указанными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
По мнению автора кассационной жалобы, выводы судебных инстанций основаны на неправильном применении норм материального права.
Порядок проведения военно - врачебной экспертизы регулируется постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Положения о военно - врачебной экспертизе" (далее - Положение о военно -врачебной экспертизе).
Военно - врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время, в том числе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, в целях определения годности к службе, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы с прохождением ими военной и приравненной службы (п. 1 Положения о военно - врачебной экспертизе).
Таким образом, в отношении сотрудников, проходящих службу в ОФСИН России, проводится военно - врачебная экспертиза на условиях и в порядке, определенных Положением о военно - врачебной экспертизе.
Судами первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований ФИО1 не принято во внимание, что причинную связь телесных повреждений, заболевания сотрудника ОФСИН России с исполнением служебных обязанностей в соответствии с действующим правовым регулированием, в том числе с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, может устанавливать лишь военно - врачебная комиссия.
В соответствии с п. 2 Положения о военно - врачебной экспертизе для проведения военно - врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно - врачебные комиссии (врачебно - летные комиссии).
В отдельных случаях военно - врачебные комиссии (врачебно - летные комиссии) могут создаваться в медицинских организациях (не входящих в состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и учреждений) государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых проводятся медицинское обследование и лечение военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), а также членов их семей.
Перечень указанных в настоящем пункте медицинских организаций утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья на основании представления начальника медицинской службы военного округа (флота) (руководителя военно - врачебной комиссии, созданной в других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях) при наличии согласования с руководителями включаемых медицинских организаций, отвечающих следующим условиям:
наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно - врачебной экспертизе и (или) врачебно - летной экспертизе;
наличие договора об оказании медицинской помощи, заключенного с соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Согласно подп. "г" п. 3 Положения о военно - врачебной экспертизе определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством РФ, возлагается на военно - врачебные комиссии.
Военно - врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (руководителем органа, подразделения, организации или учреждения), в которой гражданин проходил военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы в момент получения увечья, заболевания. В справке указываются обстоятельства получения увечья, заболевания (п. 96 Положения о военно - врачебной экспертизе).
В соответствии с п. 97 Положения о военно - врачебной экспертизе при освидетельствовании граждан, проходящих (проходивших) военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы и получивших в период прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов увечье, заболевание, но не имеющих справки о травме, военно - врачебная комиссия может вынести заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании рассмотрения других документов, отражающих обстоятельства получения увечья, заболевания.
Таким образом, право определять категорию годности к военной службе, а также устанавливать причинно - следственную связь полученного сотрудником ОФСИН России заболевания с формулировкой "военная травма" принадлежит исключительно органам военно - врачебной комиссии.
Заключение, вынесенное военно - врачебной комиссией, в отношении гражданина может быть обжаловано им согласно пункту 8 Положения о военно -врачебной экспертизе в вышестоящую военно - врачебную комиссию или в суд.
В соответствии с п. 9 Инструкции о порядке проведения военно - врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N, к штатным военно - врачебным комиссиям, в частности, относятся Центральная военно - врачебная комиссия федерального казенного учреждения здравоохранения "Центральная медико - санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации", военно - врачебные комиссии медико - санитарных частей системы МВД России соответствующих территориальных органов МВД России на региональном уровне (п.п. 9.1.1,9.1.3 Инструкции).
ЦВВК ФКУЗ "ЦМСЧ МВД России" является структурным подразделением Медико - санитарного центра МВД России, предназначенным для обеспечения организации и проведения военно - врачебной (врачебно - летной) экспертизы и освидетельствования в органах внутренних дел и внутренних войсках в мирное и военное время, и осуществляет контроль за деятельностью нижестоящих ВВК в части, касающейся военно - врачебной экспертизы и освидетельствования, а также вправе контролировать, утверждать (не утверждать), пересматривать заключение любой ВВК (ВЛК) системы МВД России (п.18, 22, 24.2 Инструкции).
В силу абз. 5 п. 8 Положения о военно - врачебной экспертизе при несогласии гражданина с заключением военно - врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно - врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно - врачебной экспертизе, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно - врачебной экспертизе и (или) врачебно - летной экспертизе (абз. 1 п. 3 Положения о независимой военно - врачебной экспертизе).
Возлагая на военно - врачебную комиссию ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"" обязанность по определению категории годности ФИО1 к военной службе в формулировке "В - ограниченно годен к военной службе" с установлением причинной связи заболеваний в редакции "военная травма", суд первой инстанции ссылался на заключение независимой экспертизы, проведенной ООО "5 центр военно - врачебной экспертизы - СКФО". При этом суд не учел то обстоятельство, что ООО "5 центр военно -врачебной экспертизы - СКФО" в силу приведенных нормативных положений не имеет права на осуществление военно - врачебной экспертизы ввиду отсутствия у данной организации медицинской лицензии на производство военно - врачебной экспертизы.
Поскольку установление причинной связи заболеваний и полученной травмы сотрудником ОФСИН России с формулировкой "военная травма", то есть при исполнении служебных обязанностей, возложено нормативными актами на военно - врачебные комиссии, выводы судов первой и апелляционной инстанций о возможности признания имеющихся у ФИО1 заболеваний следствием военной травмы в судебном порядке являются неправомерными и нарушающими нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Учитывая изложенные обстоятельства, кассационную жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь с п. 2 ч. 2 ст. 381, ст. 384 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
кассационную жалобу представителя ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"" на решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико - санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес"" и отделу Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" о признании незаконным заключения военно - врачебной комиссии передать вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Ингушетия.
Судья Верховного Суда
Республики Ингушетия ФИО3
С подлинного за надлежащей подписью
Верно:
Судья Верховного Суда
Республики Ингушетия ФИО3
*
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.