Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А. (докладчик),
судей Шилова А.Е. и Вачковой И.Г.,
при секретаре Латыповой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Поречина О.Ю. по доверенности Илларионовой О.А. на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 23 декабря 2016 года которым постановлено:
"В удовлетворении требований Поречину О.Ю. и Ружитскому М.З. отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Аладдина В.Ю., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Поречин О.Ю. и Ружитский М.З. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 26.09.2016 NN63/009/341/1016-7428, 63/009/341/1016-7424 об отказе в государственной регистрации изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в части разрешенного использования земельных участков NN35,36 с кадастровыми номерами N, N с местоположением: "адрес" Также просили возложить на Управление Росреестра по Самарской области обязанность внести изменения в записи ЕГРП в отношении указанных земельных участков.
Ссылались на необоснованность оспариваемых отказов, выданных по мотивам отсутствия документального подтверждения фактического изменения использования земельных участков, требованиям градостроительного и земельного законодательства. Считают, что как собственники вышеназванных земельных участков вправе самостоятельно изменить вид разрешенного использования рассматриваемых земельных участков, без дополнительного разрешения от органа местного самоуправления.
Судом постановленовышеуказанное решение (л.д. 217-225).
В апелляционной жалобе представитель Поречина О.Ю. просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права (л.д. 228-230).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует, что истцам на праве собственности принадлежат два земельных участка, расположенных в г. Тольятти, Центральном районе, ст.Химическая, садоводческое товарищество "Железнодорожник", участок N 35, кадастровый N, площадью 583 кв.м, и участок N 36, кадастровый N, площадью 574 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации под садовый участок.
Судом установлено, что разрешенное использование принадлежащих административным истцам садовых участков изменено в Государственном кадастре недвижимости (ГКН) на "объекты промышленного назначения IV - V класса опасности".
В силу абзаца 2 пункта 10 статьи 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон о регистрации) (в редакции, действовавшей до 31.12.2016) в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел 1 Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.16 указанного закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения.
16.08.2016 Поречин О.Ю., Ружитский М.З. обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с "для дальнейшей эксплуатации под садовый участок " на объекты промышленного назначения IV - V класса опасности ", с приложением следующих документов: чек-ордер от 15.08.2016 N2342; копия доверенности от 28.12.2015; кадастровая выписка о земельном участке от 10.03.2016г. N63-00-102/16-183126; выписка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности мэрии городского округа Тольятти от 01.03.2016N61/5.1-1; письмо Департамента градостроительной деятельности мэрии городского округа Тольятти от 14.09.2016 NГр-444/5.1.
В силу абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Управление Росреестра по Самарской области сначала приостановило, а затем решениями Управления Росреестра по Самарской области от 26.09.2016 NN63/009/341/1016-7428, 63/009/341/1016-7424 отказало в регистрации изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в части разрешенного использования земельных участков NN35,36 с кадастровыми номерами N, N со ссылкой на отсутствие документального подтверждения фактического изменения пользования земельного участка, отсутствия документа, подтверждающего соблюдение установленных требований разрешенного использования земельного участка, отсутствии решения об изменении вида разрешенного использования, отсутствия проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса.
Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.
Согласно п.п. 2, 3 ст.37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В силу части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
В частности, статья 31 Градостроительного кодекса предусматривает создание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, после чего глава местной администрации обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения о подготовке проекта.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент.
Полномочиями по утверждению правил землепользования и застройки статья 32 Градостроительного кодекса наделяет представительные органы местного самоуправления (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон от физических или юридических лиц в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 2 части 2, пункт 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса).
Данное предложение согласно части 4 статьи 33 названного Кодекса в течение 30 дней подлежит рассмотрению комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая направляет главе местной администрации заключение о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 Градостроительного кодекса).
Из приведенных выше норм следует, что возможность утверждения представительным органом местного самоуправления изменений в правила землепользования и застройки возможно лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур. При этом собственник земельного участка не обладает правом на самовольное изменение установленного вида разрешенного использования земельного участка.
Вместе с тем, сведений о том, что Вместе с тем, сведений о том, что административными истцами, заявившими о нарушении их прав и необходимости изменения вида разрешенного использования занимаемых ими земельных участков, процедура изменения вида разрешенного использования земельных участков даже не была начата, поскольку с соответствующими заявлениями с прилагаемыми к ним документами в орган местного самоуправления они не обращались, соответственно, уполномоченным органом местного самоуправления не принималось решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков NN35,36 с кадастровыми номерами N N с "для дальнейшей эксплуатации под садовый участок "на объекты промышленного назначения IV - V класса опасности ".
При таких обстоятельствах суд пришел к правильным выводам о том, что у регистрирующего органа имелись правовые и фактические основания для отказа в государственной регистрации изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части разрешенного использования земельных участков NN35,36 с кадастровыми номерами N, N с местоположением: "адрес"", и обоснованно отказал в удовлетворении заявления, ввиду чего решение суда является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что осуществление государственной регистрации изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части разрешенного использования земельных участков NN35,36 с кадастровыми номерами N, N возможно на основании представленных документов, основаны на неправильном толковании действующего законодательства. Обращение административных истцов по делу с настоящими требованиями о возложении на Управление Росреестра по Самарской области обязанности внести изменения в ЕГРП в части вида разрешенного использования земельного участка по существу направлено на обход процедур, предусмотренных законодательством. Доказательств для иного вывода административные истцы в материалы дела не представили.
Доводы о том, что суд первой инстанции указал в решении такие основания для отказа, которые не содержатся непосредственно в оспариваемых решениях, также не принимаются апелляционным судом как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Так, согласно тексту оспариваемого решения, судом первой инстанции дана оценка доводам административного ответчика, что не свидетельствует об указании судом на иные основания для отказа в предоставлении государственной услуги.
Довод апелляционной жалобы об отмене решения суда как не соответствующего решениям иных судов, противоречит части 1 статьи 15 КАС РФ, согласно которой суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
Судебная коллегия отмечает, что административные истцы не лишены права внести изменения о виде разрешенного использования земельных участков путем обращения с соответствующим заявлением о внесении изменений в Правила застройки и землепользования г.о.Тольятти.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановилзаконное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 23 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Поречина О.Ю.- без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.