Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Шомахова Р.Х.
судей - Жернового Е.И. и Мисхожева М.Б.
при секретаре - М.Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.Х.Ш. к Государственному Учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по КБР о взыскании задолженности по выплате пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты", а также расходов по оплате госпошлины в сумме "данные изъяты" рублей,
по апелляционной жалобе А.Х.Ш. на решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения А.Х.Ш., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.Х.Ш. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению -Отделение Пенсионного фонда РФ по КБР (далее - ГУ ОПФ РФ по КБР) о взыскании задолженности по выплате пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" а также расходы по оплате госпошлины в сумме "данные изъяты" рублей, мотивируя следующим. Ее муж А.А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принимал участие в работах по ликвидации катастрофы на ЧАЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где получил дозу облучения 9,02 рен. А.А.К. была установлена 2 группа инвалидности, причина "увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с ликвидацией катастрофы на ЧАЭС".
ДД.ММ.ГГГГ А.А.К. умер. С этого времени она получала пенсию по потере кормильца на основании ст. 29 Федерального закона РФ N1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся радиационному воздействию, вследствие катастрофы на ЧАЭС".
Она является получателем страховой пенсии по старости на общих основаниях в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. "О страховых пенсиях" N400-ФЗ, и до 01 ноября 2016 года получала пенсию на основании п. 3 ст. 17 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации" N166-ФЗ от 15.12.2001года. При ее первичном обращении к ответчику ей должна была быть назначена пенсия по п. 4 ст. 15 ФЗ N166 "О государственных пенсиях в РФ", где размер пенсии составляет 200% от социальной пенсии ввиду того, что ее муж получил заболевание в связи с исполнением иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) связанных с катастрофой на ЧАЭС, что подтверждается решением Ростовского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти гражданам, подвергшимся радиационному воздействию от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик, установив ей с ДД.ММ.ГГГГ пенсию по потере кормильца по нормам военной травмы, на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ, отказал произвести перерасчет и выплатить ей задолженность с ДД.ММ.ГГГГ. Считает данный отказ незаконным, так как представленные в ГУ ОПФ РФ по КБР документы подтверждали ее право на получение пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы со дня ее обращения в 2012 голу. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, она обратилась в суд с вышеназванными требованиями.
Представитель ответчика ГУ ОПФ РФ по КБР - П.И.Р. иск не признал по основаниям, изложенным их решении, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено:в удовлетворении исковых требований А.Х.Ш. к Государственному Учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по КБР о взыскании задолженности по выплате пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты"., а также расходов по оплате госпошлины в сумме "данные изъяты" рублей, отказать за необоснованностью.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, и неправильным определением обстоятельств, имеющих юридическое значения для дела, А.Х.Ш. подала апелляционную жалобу, в которой просила его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.
В жалобе истицы приводятся доводы, аналогичные изложенным в ее исковом заявлении. Также указывается, что по вине ответчика при установлении пенсии, предусмотренной пп. 1 п. 4 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ, не были приняты во внимание документы, подтверждающие получения ее мужем А.А.К. увечья, послужившего причиной его смерти именно при исполнении иных обязанностей военной службы, не может являться основанием для признания необоснованным получение ею мер социальной поддержки с момента обращения в Управление ПФР ГУ-ОПФР по КБР с заявлением о назначении ей пенсии.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика по делу не явился, о явке извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки судебной коллегии не представил, просьб об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в его отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии с правилами ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах указываемых в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Судом установлено, что А.Х.Ш. является вдовой инвалида - ликвидатора последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и была получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ и одновременно государственной пенсии по случаю потери кормильца по нормам пункта 3 статьи 17 Федерального закона "О государственных пенсиях в РФ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ 125% размера социальной пенсии.
Решением Ростовского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшимся воздействию радиационных факторов от ДД.ММ.ГГГГ, установлена причина смерти А.А.К., которая связана с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно справке N от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по КБР" установлена причинная связь между смертью мужей истицы - А.А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и увечьем, полученными им на военных сборах при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС. Основание - акт медико-социальной экспертизы экспертного состава N от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п 1 п. 4 ст. 15 Закона N 166-ФЗ право на пенсию по случаю потери кормильца в размере 200% размера социальной пенсии, указанного в п. п. 1 п. 1 ст. 18, имеют члены семей военнослужащих, в том числе указанных в п.п 4 п. 3 ст. 3, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин погибших (умерших) вследствие военной травмы.
С ДД.ММ.ГГГГ пенсия по случаю потери кормильца истице была пересчитана в соответствии с п.п. 1 п. 4 ст. 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" - в размере 200 процентов размера социальной пенсии, указанном в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона. Истец считает, что в таком порядке она должна была получать пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента её назначения.
Истица А.Х.Ш. просила обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено и материалами пенсионного дела подтверждается, что А.Х.Ш. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР ГУ-ОПФР по КБР в "адрес" (далее Управление) с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца супруга А.А.К., участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалида 2 группы, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
По заявлению А.Х.Ш., ранее ей была назначена пенсия по случаю потери кормильца, как члену семей умершего инвалида-чернобыльца, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ, в размере, исчисленном по нормам абз.3 пункта 3 ст. 17 данного закона.
Основанием для назначения пенсии по п. 4 статьи 15 ФЗ от 15.12.2001 года N 166-ФЗ, является документ - заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающее причинную связь смерти лица с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Установлено, что при обращении в Управление А.Х.Ш. не предоставила в распоряжение ответчика документы, подтверждающие причинную связь заболевания ее супруга с выполнением им работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Истица также не предоставила в суд допустимые доказательства, подтверждающие факт ее обращения к ответчику до 2016 года с заявлением о разъяснении и отказ специалистов Управления в разъяснении относительно видов пенсии и необходимых для их назначения документов.
В соответствии с п. 28 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными Постановление Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27 февраля 2002 года, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17 декабря 2001 года и Законом от 15 декабря 2001 года, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (кроме случаев, предусмотренных в пункте 29 настоящих Правил). Заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии и необходимые документы подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии.
Приказом Минтруда Российской Федерации 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией ... "
В соответствии с п.п. 48, 49 данных Правил перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании письменного заявления, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии.
Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В соответствии с п. п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в РФ" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
Таким образом, вышеуказанные положения закона предусматривают, что заявление о перерасчете размера пенсии либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов. Соответственно определяется и день перерасчета пенсии - в зависимости от даты приема заявления со всеми необходимыми документами, подтверждающими наличие основания для проведения перерасчета.
Учитывая в совокупности положения вышеуказанных федеральных законов, Правил, судебная коллегия считает, что перерасчет пенсии в сторону увеличения возможен лишь на основании соответствующего заявления с предоставлением соответствующих документов. Никакой отсрочки предоставления недостающих документов в данном случае законом не предусмотрено.
Поскольку заявление о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца и заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы поступили ответчику ДД.ММ.ГГГГ, то истица имела право на перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения.
Следует учесть, что решение Управления ПФР ГУ-ОПФР по КБР в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе А.Х.Ш. в доплате с ДД.ММ.ГГГГ при переводе с государственной пенсии по нормам пункта 3 статьи 17 Федерального закона "О государственных пенсиях в РФ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ на государственную пенсию по условиям ст. 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" истицей не обжаловано.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияющих на законность и обоснованность судебного акта, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу А.Х.Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий: Р.Х. Шомахов
Судьи: Е.И. Жерновой
М.Б. Мисхожев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.