Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Канунникова М.А.
судей Думаева А.Б. и Савкуева З.У.
при секретаре Жабалиевой С.О.
с участием: административного истца - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики - Мокаева А.М., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; представителя административного ответчика - Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики Кундетова Т.З., действующего на основании доверенности N N от ДД.ММ.ГГГГ; представителя заинтересованного лица - Департамента образования Местной администрации городского округа Нальчик Думанова М.К., действующего на основании доверенности N N от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Думаева А.Б., административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Нальчика в интересах неопределенного круга лиц к Министерству финансов КБР, Министерству образования, науки и по делам молодежи КБР, Департаменту образования местной администрации городского округа Нальчик, МКОУ "ЦО N1" г. Нальчик об оспаривании действий (бездействия) и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики на решение Нальчикского городского суда КБР от 13 декабря 2016 года,
установила:
Прокурор г. Нальчика 1 июля 2016 года обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, учащихся МКОУ "ЦО N1" г. Нальчик с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики по укомплектованию библиотечного фонда МКОУ "ЦО N1" г. Нальчик бесплатными учебниками и учебными пособиями на 2016-2017 учебный год для учащихся и возложении на ответчика обязанности эти действия произвести.
В ходе производства по делу исковые требования административным истцом были дополнены. В измененных исковых требованиях прокурор просил:
- признать незаконным бездействие Министерства финансов КБР по полному финансированию Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР расходов на приобретение учебной литературы в МКОУ "ЦО N1" г. Нальчик;
- признать незаконным бездействие Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР по укомплектованию библиотечного фонда МКОУ "ЦО N1" г. Нальчик бесплатными учебниками и учебными пособиями на 2016-2017 учебный год;
- возложить обязанность на Министерство финансов КБР при формировании республиканского бюджета КБР на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 г.г. запланировать средства для Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР с целью предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований на пополнение фондов школьных библиотек образовательных учреждений в объеме, необходимом для обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками по общей основной образовательной программе;
- возложить обязанность на Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР выделить денежные средства Департаменту образования Местной администрации городского округа Нальчик для предоставления их МКОУ "ЦО N1" г. Нальчик с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками по общей основной образовательной программе;
- возложить обязанность на Департамент образования Местной администрации городского округа Нальчик обеспечить МКОУ "ЦО N1" г. Нальчик денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками по общей основной образовательной программе;
- возложить обязанность на МКОУ "ЦО N1" г. Нальчик укомплектовать библиотечный фонд учреждения учебниками по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам проведенной прокуратурой г. Нальчика проверки образовательного учреждения МКОУ "ЦО N1" г. Нальчик, установлено, что библиотечный фонд школы обеспечен учебниками на 2016-2017 учебный год в количестве 693 учебника, а их потребность на 54 учащихся составляет 982 учебника. Отсутствие установленного количества учебников нарушает права граждан на получение общедоступного бесплатного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, противоречит требованиям ст. 43 Конституции Российской Федерации и ст. 35 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Решением Нальчикского городского суда КБР от 13 декабря 2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР, ставит вопрос об отмене решения в части признания незаконным их бездействия.
В жалобе указывается, что, суд проигнорировал ч. 13 ст. 108 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 273-ФЗ от 29.12.2012 года, в соответствии с которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования осуществляют до 1 января 2014 года обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях посредством выделения субвенций местным бюджетам в части финансирования, в том числе, расходов на учебники. Иной нормы, возлагавшей бы на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ по финансированию расходов на учебники нет.
Кроме того, Министерством образования, науки и по делам молодежи КБР предпринимались определенные меры с целью обеспечения учебных заведений бесплатными учебниками. Так, этот вопрос поднимался на заседании парламента КБР, необходимая информация направлялась в Министерство финансов КБР. Однако итоговый объем выделяемых средств из бюджета КБР зависит от Министерства финансов и Правительства республики.
Прокуратурой г. Нальчика не было представлено суду доказательств корректности данных об обеспеченности образовательного учреждения учебниками. Не представлены материалы проверки, на которые ссылался истец.
Дело в порядке ст. 150 КАС РФ рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных представителей Министерства финансов КБР, Департамента образования местной администрации городского округа Нальчик, МКОУ "ЦО N1" г. Нальчик.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Кундетова Т.З., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Мокаева А.М., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что неполная обеспеченность учебниками и учебными пособиями нарушает права учащихся МКОУ "ЦО N 1" г. Нальчика на общедоступное и бесплатное образование, снижает качество их подготовки, в связи с чем обоснованно признал незаконным бездействие Министерства финансов КБР по полному финансированию Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР на приобретение учебной литературы в МКОУ "ЦО N1" г. Нальчика и возложил на Министерство финансов КБР обязанность по предоставлению субвенций бюджетам муниципальных образований на пополнение фонда школьных библиотек образовательных учреждений в объеме, необходимом для обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками по общей основной образовательной программе.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, так как они соответствуют как нормам материального права, регулирующим отношения спорящих сторон, так и имеющим значение для дела фактам, которые подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Вместе с тем, судебная коллегия считает противоречащим исследованным в судебном заседании доказательствам вывод суда первой инстанции о незаконном бездействии Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР по укомплектованию библиотечного фонда МКОУ "ЦО N 1" бесплатными учебниками.
Постановлением Правительства КБР от 19.08.2014г. N 178-ПП "О Министерстве образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики" утверждено "Положение о Министерстве образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики".
Министерство является исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области образования, науки и молодежной политики, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования, а также функции по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
В силу п. 4.76 указанного выше Положения Министерство в установленной сфере деятельности осуществляет полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Кабардино-Балкарской Республики; осуществлению функций главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, предусмотренных для реализации возложенных на Министерство полномочий.
Таким образом, исполнение возложенных на Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР обязанностей по укомплектованию библиотечных фондов, было возможно только лишь при осуществлении Правительством КБР в лице Министерства финансов КБР полного финансирования расходов на приобретение учебников по перечню, сформированному Министерством образования, науки и по делам молодежи КБР.
При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемого бездействия может свидетельствовать лишь существенное несоблюдение установленного порядка - несоответствие оспариваемого действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Как следует из материалов дела (л.д.123-125), Министерством образования, науки и по делам молодежи КБР в адрес председателя Правительства КБР направлялось письмо с просьбой исполнения бюджетных обязательств по предоставлению субвенций для приобретения учебной литературы для образовательных учреждений КБР. Согласно письму министра финансов КБР на имя председателя Правительства КБР, сохранение ассигнований на укомплектование библиотечных фондов школьных библиотек в 2015-2016 году в запланированном объеме не представлялось возможным.
При таких данных, с учетом того, что Министерством образования, науки и по делам молодежи КБР были представлены данные, свидетельствующие о предпринимавшихся, в рамках возложенных на него полномочий, мерах по укомплектованию бесплатными учебниками библиотечных фондов школьных библиотек, исковые требования, в части признания незаконным бездействия указанного Министерства, удовлетворению не подлежали.
В соответствии с ч.4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из смысла приведенных выше норм следует, что возложение на ответчика обязанности совершить какие либо действия, направленные на устранение нарушения прав административного истца возможно лишь при признании оспариваемого действия (бездействия) незаконным, то есть не соответствующим нормативным правовым актам, регулирующим данные правоотношения и в том случае, если такие исковые требования заявлялись.
Принимая во внимание, что судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части признания незаконным бездействия Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР, исковые требования в части возложения на Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР обязанности выделить денежные средства Департаменту образования местной администрации городского округа Нальчик для предоставления их МКОУ "ЦО N1" г. Нальчик подлежат отклонению.
Поскольку в административном исковом заявлении прокурора и дополнении к нему вопрос о признании незаконными действий (бездействия) Департамента образования местной администрации городского округа Нальчик и МКОУ "ЦО N1" г. Нальчик не ставился, по основаниям, изложенным выше, исковые требования, в части возложения на этих ответчиков обязанности совершить действия, направленные на укомплектование библиотечного фонда образовательного учреждения, также подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 и статьей 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Абзац первый решения Нальчикского городского суда КБР от 13 декабря 2016 года изменить, дополнив его после слова удовлетворить словом частично.
Решение Нальчикского городского суда КБР от 13 декабря 2016 года в части признания незаконным бездействия Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР по укомплектованию библиотечного фонда МКОУ "ЦО N1" г. Нальчик бесплатными учебниками и учебными пособиями на 2016-2017 учебный год;
возложении обязанности на Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР выделить денежные средства Департаменту образования местной администрации городского округа Нальчик для предоставления их МКОУ "ЦО N1"г. Нальчика с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками по общей основной образовательной программе;
возложении обязанности на Департамент образования местной администрации городского округа Нальчик обеспечить МКОУ "ЦО N1" г. Нальчика денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками по общей основной образовательной программе;
возложении на МКОУ "ЦО N1" г. Нальчика обязанности укомплектовать библиотечный фонд учреждения учебниками по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников отменить и в этой части исковых требований отказать.
В остальном решение Нальчикского городского суда от 13 декабря 2016 года оставить без изменения.
председательствующий М.А. Канунников
судьи А.Б. Думаев
З.У. Савкуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.