Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Кордюковой Г.Л.
судей
Малининой Н.Г.,
Охотской Н.В.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 февраля 2017 года апелляционную жалобу Администрации Невского района Санкт-Петербурга на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2016 года по гражданскому делу N 2-8374/16 по иску Полынова к Администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Кордюковой Г.Л., объяснения Полынова, представителя третьего лица СПб ГАСЦСО " " ... ""- Штоколовой, возражавших против отмены обжалуемого решения, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Полынов обратился в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, ссылаясь в обоснование иска на то обстоятельство, что проживает в учреждении УСО " " ... "", ранее имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, является инвалидом " ... " группы, находится на полном государственном обеспечении, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, прошел курс реабилитации, решением врачебной комиссии истцу разрешено самостоятельное проживание. Ответчиком было отказано в предоставлении истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2016 года исковые требования Полынова были удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация Невского района Санкт-Петербурга просит отменить решение как незаконное, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В судебное заседание не явились представители ответчика Администрации Невского района Санкт-Петербурга, третьего лица Жилищного комитета, о дне слушания дела извещены, препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие судебная коллегия не усматривает (ч.3 ст.167 ГПК РФ).
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, Полынов "дата" года рождения, поступил "дата" из " " ... "" в СПб ГБСУСО Центр N ... , находящемся по адресу: "адрес", где находился на полном государственном обеспечении, выбыл "дата" в Детский дом N ... , находящемся по адресу: "адрес"., где находился на полном государственном обеспечении, "дата" выбыл в УСО " " ... "", в котором зарегистрирован с "дата", находящемся по адресу: "адрес".
Согласно справке УСО " " ... "" Полынов с "дата" по настоящее время находится в УСО " " ... "" на стационарной форме постоянного проживания.
Полынов является инвалидом " ... " группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2001 N ...
В соответствии с выпиской из протокола расширенной врачебной комиссии врачей- " ... " ПНИ N ... и ПНД N ... от "дата" Полынов может проживать самостоятельно в помещении специализированного жилого фонда.
В июне 2016 года Полынов обратился в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении ему жилого помещения специализированного фонда на основании ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", однако согласно ответу Администрации Невского района Санкт-Петербурга Полынову было отказано в предоставлении жилого помещения, со ссылкой на то, что по его обращению от "дата" он поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях с льготой "Инвалид с детства " ... " группы" с "дата" /л.д. N ... /, оснований для предоставления вне очереди жилого помещения специализированного фонда не имеется, поскольку до достижения 23 летнего возраста с заявлением он не обращался, следовательно, к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он не относится.
Судом первой инстанции установлено, что истец по достижении совершеннолетия находился в детских учреждениях на воспитании, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, до настоящего времени жилой площадью не обеспечен, что обосновано расценено как нарушение прав истца, подлежащее защите путем удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы Администрация Невского района Санкт-Петербурга о нарушении истцом заявительного характера обращения в органы исполнительной власти и достижения 32-летнего возраста не могут быть признаны судебной коллегией состоятельными ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, при этом судом выясняется вопрос о причинах, вследствие которых дети-сироты до достижения 23 лет не встали (не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суд удовлетворяет требования об обеспечении его вне очереди жилым помещением (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного суда РФ 20.11.2013)
Федеральный законодатель в Федеральном законе от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с пунктом 6 данной статьи срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 данной статьи, составляет пять лет и такой договор может быть один раз заключен на новый пятилетний срок; по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять в отношении данного жилого помещения решение об исключении его из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 данной статьи, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, договор социального найма жилого помещения. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Истец как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имел право на обеспечение жилой площадью до достижения им возраста 23 лет, вместе с тем, он не мог быть обеспечен жилым помещением по указанному основанию ранее принятия решения о возможности его самостоятельного проживания. Поскольку до достижения истцом возраста 23 лет такое решение не принималось, истец находился на полном государственном обеспечении и проживал в интернате, необходимость в обеспечении жилым помещением отсутствовала. В настоящее время такая необходимость возникла после завершения курса индивидуальной программы реабилитации истца и принятия врачебной комиссией решения о возможности его самостоятельного проживания.
Таким образом, истец обратился по вопросу обеспечения его жилым помещением в административном порядке, получил незаконный отказ, на который он ссылался, обращаясь для разрешения спора в судебном порядке.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не опровергают вышеизложенных выводов суда, в связи с чем, не являются основанием для отмены судебного постановления.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Невского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.