Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Стаховой Т.М., Чуфистова И.В.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в судебном заседании 24 января 2017 года административное дело N 2а-5798/2016 по апелляционной жалобе Шулая А. Р. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 06 сентября 2016 года по административному иску Шулая А. Р. о признании права на постановку на учёт нуждающихся в жилых помещениях, обязании принять на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., выслушав объяснения представителя административного истца - Шулая О.В., изучив материалы административного дела, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Шулая А.Р. обратилась в суд с административным иском к администрации Московского района Санкт-Петербурга, в котором просила признать её право на постановку на учёт нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма по основаниям, установленным п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, абз.3 ст.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг".
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просила обязать администрацию Московского района Санкт-Петербурга принять ее на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с заявлением от 03.04.2016.
В обоснование заявленных требований Шулая А.Р. указала, что является инвалидом, не может самостоятельно передвигаться и пользуется инвалидным креслом-коляской. Заключением межведомственной комиссией Московского района N48/2015 от 16.07.2015 и распоряжением администрации Московского района от 28.07.2015 N1619-р квартира, в которой проживает административный истец, признана непригодной для проживания инвалида, пользующегося инвалидным креслом-коляской. Шулая А.Р. 18.10.2015 обратилась в администрацию Московского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии её на учёт нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма по основаниям, установленным п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Письмом от 13.11.2015 администрация Московского района Санкт-Петербурга сообщила об отказе в принятии ее на учёт нуждающихся в жилых помещениях в связи с жилищной обеспеченностью более учётной нормы, а также, что квартира будет включена в план по обеспечению жилым помещением взамен изымаемого в 2016 году. Письмом о 08.02.2015 Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга разъяснил, что переселение граждан-инвалидов из непригодного для проживания жилья происходит путём заключения с собственником квартиры договора мены в порядке, установленном ст.23 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга". Шулая А.Р. указывает, что в таком случае она будет вынуждена осуществить доплату за дополнительные квадратные метры, на что у неё нет финансовой возможности. Шулая А.Р. повторно обратилась в администрацию Московского района Санкт-Петербурга с заявлением, с указанием данных обстоятельств, о принятии её на учёт нуждающихся в жилых помещениях, в связи с невозможностью расселения в соответствии с жилищным планом Санкт-Петербурга на 2016 год, на который ссылалась в своих ответах администрация Московского района Санкт-Петербурга. Администрация Московского района Санкт-Петербурга отказала в рассмотрении её заявления по ранее изложенным основаниям. Шулая А.Р. считает, что имеет право состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку проживает в непригодном для проживания жилом помещении. Также административный истец указал, что решение администрации Московского района Санкт-Петербурга об отказе в принятии Шулая А.Р. на учёт нуждающихся в связи с тем, что расселению подлежат все члены семьи, проживающие совместно с инвалидом не основано на законе, поскольку фактически никакого обеспечения жилым помещением инвалида не произойдет, в связи с отсутствием возможности обязания иных, не нуждающихся в жилых помещениях, собственников помещения дать согласие на получение выкупной цены на изымаемую квартиру с последующим приобретением пригодного для проживания инвалида-колясочника жилого помещения.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 06.09.2016 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене решения с вынесением нового об удовлетворении требований в полном объёме.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Административный истец, представители административного ответчика - администрации Московского района Санкт-Петербурга, и заинтересованного лица - Жилищного комитета Санкт-Петербурга, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, об отложении судебного разбирательства не просили, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, не находит правовых оснований для отмены обжалуемого решения.
Как усматривается из материалов административного дела, Шулая А.Р. "дата" года рождения, зарегистрирована и фактически проживает в трёхкомнатной квартире N ... , общей площадью 55,8 кв.м, из которых жилой площади - 38,25 кв.м, на 2 этаже пятиэтажного дома "адрес". Данная квартира находится в совместной собственности административного истца Шулая А.Р. её бабушки - " ... ", матери - " ... "., отца - " ... "
Шулая А.Р. является инвалидом первой группы с третьей степенью ограниченной способности к трудовой деятельности, инвалидность установлена бессрочно. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной 27.11.2012 филиалом - " ... " Шулая А.Р. подлежит обеспечению средствами реабилитации: креслом-коляской комнатным, креслом-коляской прогулочным.
Заключением N 48/1-2015 от 30.06.2015 Межведомственной комиссии администрации Московского района Санкт-Петербурга на основании п.54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, по результатам обследования, квартира 26 в доме 14 по пр. Юрия Гагарина в Санкт-Петербурге признана непригодной для проживания инвалида, пользующегося в связи с заболеванием креслом-коляской и членов его семьи.
Распоряжением администрации Московского района Санкт-Петербурга от 28.07.2015 N 1619-р указанная квартира признана непригодной для проживания инвалида, пользующегося креслом-коляской, и членов его семьи.
15.10.2015 Шулая А.Р. обратилась с заявлением к главе администрации Московского района Санкт-Петербурга, в котором просила обеспечить её жилым помещением, пригодным для проживания инвалида, пользующегося в связи с заболеванием инвалидным креслом-коляской. 16.10.2015 с аналогичным заявлением Шулая А.Р. обратилась к председателю Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга.
Письмом от 13.11.2015 N 3018/15 администрация Московского района Санкт-Петербурга указала, что правовых оснований для принятия на учёт нуждающимися в жилых помещениях Шулая А.Р. не имеется, поскольку исходя из жилищной обеспеченности каждого проживающего в квартире "адрес" составляет 13,95 кв.м общей площади, что превышает установленную в Санкт-Петербурге учётную норму - 9 кв.м.
Письмом от 13.11.2015 N2924/10,3-2,3 администрации Московского района Санкт-Петербурга, а также письмом от 19.11.2015 N12938/15-1 Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга административному истцу сообщено, что вопрос о переселении семьи Шулая А.Р. будет рассмотрен в 2016 году, по мере поступления жилых помещений в государственную собственность.
Административный истец 24.12.2015 обратился в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга, 28.12.2015 к главе администрации Московского района Санкт-Петербурга с заявлениями о разъяснении порядка обеспечения её жильём, а также указала, что остальные жители квартиры категорически не согласны с переездом в иное жилое помещение.
Письмом от 26.01.2016 N2924/10.3-4 Администрация Московского района Санкт-Петербурга разъяснила, что без учёта членов семьи, инвалид, пользующийся в связи заболеванием креслом-коляской, не обладает правом на самостоятельное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, пригодным для проживания инвалида, поскольку такое обеспечение повлечёт необоснованное улучшение жилищных условий не только инвалида, но и остальных членов его семьи, не являющихся инвалидами и не относящихся к другим маломобильным группам населения, пользующимися в связи с заболеванием креслами-колясками, и для которых квартира является пригодной для проживания и в полной мере соответствующей требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Письмом от 08.02.2016 N10,5-13356 Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга проинформировал Шулая А.Р., что её семья учтена при формировании жилищного плана на 2016 год, утверждённого распоряжением Жилищного комитета от 18.01.2016 N28-р.
Из письма от 19.08.2016 N1444/10.5-2 администрации Московского района Санкт-Петербурга следует, что в целях переселения семьи Шулая А.Р. из четырёх человек, администрацией Московского района Санкт-Петербурга предложено жилое помещение в доме нового строительства в виде отдельной двухкомнатной квартиры N ... , общей площадью 59,6 кв.м, в доме "адрес". От представленного жилья Шулая А.Р. отказалась, поскольку при предоставлении двухкомнатной квартиры у неё будет отсутствовать отдельная комната, а также что многоквартирный дом и предложенное жилое помещение не приспособлены для проживания инвалида-колясочника. Жилыми помещениями, пригодными для проживания инвалидов-колясочников, из освобождаемого жилищного фонда социального использования на территории Московского района Санкт-Петербурга администрация не располагает.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска суд первой инстанции указал, что то признание квартиры непригодной для проживания инвалида-колясочника не относится к основаниям, предусмотренным п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, для принятия Шулая А.Р. на учёт отдельно от членов её семьи по основанию, предусмотренному данным пунктом, поскольку все проживающие совместно с ней члены семьи о принятии их на учёт не заявляли. Иное повлекло бы возможность её обеспечения жилым помещением по договору социального найма отдельно от членов её семьи, а, следовательно, необоснованное улучшение жилищных условий. Суд также указал, что признание квартиры непригодной для проживания по указанному основанию влечет иные последствия, связанные со специальными нормами об обеспечении прав инвалидов.
Судебная коллегия с данными выводами суда считает возможным согласиться.
В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Требования, которым должно соответствовать жилое помещение, указаны в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47 (далее - Положение).
Так, среди прочих требований, жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения (п.11 названного Положения).
Из анализа норм раздела 2 и 3 Положения, которыми определены требования к жилому помещению, а также основания, по которым оно признается непригодным для проживания, следует, что несоответствие жилого помещения требованиям, установленным в п. 11 раздела 2 приведенного Положения, не предполагает обязательного признания такого жилого помещения непригодным для проживания, а потому не порождает право для внеочередного обеспечения жилым помещением, предоставляемым на условиях социального найма.
В силу п.54 Положения для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, отдельные занимаемые ими жилые помещения (квартира, комната) по заявлению граждан и на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей.
Согласно п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, принимая во внимание, что квартира N ... , расположенная в доме "адрес" признана непригодной для проживания инвалида, пользующегося в связи с заболеванием креслом-коляской, и членов его семьи, то право на внеочередное обеспечение иным жилым помещением, пригодным для использования инвалида, приобрел не только инвалид, но и все иные лица, занимающие как единая семья указанную выше квартиру.
Следовательно, административный истец, без учета членов своей семьи, не обладает самостоятельным правом на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, пригодным для проживания инвалида.
Государство приняло на себя обязанность обеспечить инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, которые направлены на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, доступа к объектам социальной инфраструктуры, использование жилых помещений, пригодных для их проживания. Для достижений этих целей, ч.1 ст. 98 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено обеспечение отдельной категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, жилыми помещениями для проживания. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 98 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и условия его пользования установлены Законом Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 года N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга".
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 6 названного Закона Санкт-Петербурга, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, предоставляются для временного проживания на период предоставления специальной социальной защиты инвалидам, в том числе инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидам с отклонениями в умственном развитии, сохранившим полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и не нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Решение о предоставлении жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договору безвозмездного пользования принимает уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга (ч.2 ст. 6 указанного Закона).
В соответствии с п.1 и п.5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18 сентября 2007 года N 1164 (в редакции от 2 сентября 2010 года) "О жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан" вопрос о возможности признания нуждающимся в специальной социальной защите и предоставления специализированного жилого помещения рассматривается районной комиссией по вопросам предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, признания граждан нуждающимися в специальной социальной защите и предоставлении им жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, созданных в администрациях районов Санкт-Петербурга на основании заявления граждан и(или) их законных представителей, поданных в администрации районов Санкт-Петербурга по месту жительства.
Согласно п. 9 вышеприведенного Постановления Правительства Санкт-Петербурга, распоряжение администрации района Санкт-Петербурга о признании заявителя нуждающимся в специальной социальной защите и предоставлении ему специализированного жилого помещения является основанием для заключения с заявителем договора безвозмездного пользования специализированным жилым помещением.
Таким образом, до получения согласия членов семьи инвалида на переезд в жилое помещение, пригодное для использования Шулая А.Р., либо установления иного механизма (способа) защиты жилищных прав инвалидов и граждан, относящихся к маломобильной группе населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, Шулая А.Р. для получения возможности проживания в условиях, допускающих использование кресла-коляски, вправе обратиться в администрацию района с заявлением об обеспечении её жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга на весь период предоставления специальной социальной защиты инвалиду.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, о верности постановленного судом первой инстанции решения, выводы суда основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Ссылка административного истца на абз.3 п.2 Постановления Правительства Российской Федерации N901 от 27.07.1996 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" самостоятельного правового значения не имеет, поскольку данная норма не предполагает иного основания для постановки на учет инвалидов и членов их семей, нежели предусмотренного п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
То обстоятельство, что администрация района в ответах также ссылалась на жилищную обеспеченность Шулая А.Р. (13,9 кв.м) более учётной нормы (9 кв.м) действующему законодательству не противоречит, поскольку обращение гражданина по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях предполагает проверку органом государственной власти, ведущим соответствующий учет, наличия оснований, предусмотренных законом, для постановки на искомый учет, к которым относится и обеспеченность жильем относительно учетной нормы. Кроме того, в этих ответах содержалась и информация о предпринятых мерах в целях обеспечения административного истца и членов его семьи жилым помещением, пригодным для проживания инвалида-колясочника, невозможности обеспечения жилым помещением административного истца без учета членов его семьи.
Доводы апелляционной жалобы о наличии противоречий в решении суда основаны на субъективном толковании отдельных фраз и выражений в судебном акте, с которым судебная коллегия согласиться не может.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного постановления суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 06 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.