Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Васильевой В.Г.
и судей Никодимова А.В., Громацкой В.В.
при секретаре Семеновой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании "13" февраля 2017 года
дело по апелляционной жалобе представителя истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2016 года, которым по иску Потаповой Д.В. к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным исключения из числа участников в подпрограмме
ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении искового заявления Потаповой Д.В. к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным исключения из числа участников в подпрограмме - отказать.
Заслушав доклад судьи Громацкой В.В., пояснения представителя ответчика Чистоедова Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Потапова Д.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику о признании незаконным исключения из числа участников в подпрограмме, указывая, что в 2011 году в составе семьи ******** человека были приняты на учет по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей". Согласно письму МКУ ДЖО от 15.11.2016 семья истца исключена из семьи участников подпрограммы в связи с достижением истицей 36 лет. Однако семья Потаповой Д.В. жилого помещения не имеет, в связи с чем просила признать решение Окружной администрации г.Якутска об исключении из числа участников в подпрограмме незаконным, обязать поставить на учет.
Ответчик иск не признал.
Судом принято вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, истец обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании распоряжения главы Окружной администрации г.Якутска от 14.03.2011 N ... семья Потаповой Д.В. включена в Сводный список молодых семей-участников, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году, признанных имеющими достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья, превышающий размере предоставляемой субсидии, дата постановки на учет 14.03.2011, что подтверждается уведомлением о признании молодой семьи участницей долгосрочной целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Решением межведомственной комиссии по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" от 17 июля 2015 года семья Потаповой Д.В. исключена из сводного списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы РС(Я) "Обеспечение качественным жильем на 2016-2019 годы" в связи с достижением 36-летнего возраста заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требования, суд правильно исходил из того, что на день формирования ответчиком спискапо программе Жилище на 2016-2019 годы, семья Даниловой Д.В. перестала соответствовать установленным требованиям, что и послужило основанием исключением семьи из списка претендентов.
Так, Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
В разделе III подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" указано, что участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Указанными Правилами установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы ??Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 года N 675.
Пункт 5 указанных Правил предусматривает, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в Список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно пп. "а" п. 18 указанных Правил, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 5 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Условия предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям после 2010 года закреплены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей").
Постановлением Правительства PC (Я) от 30 декабря 2011 года N 673 "О мерах по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2016 годы", а в последующем и Постановлением Правительства PC (Я) от 09.04.2016 N 95 "О мерах по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы", утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации подпрограммы.
Согласно п. 6 Порядка участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, проживающая в Республике Саха (Якутия) и соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия государственным заказчиком решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Таким образом, участником Программы могла быть семья, если возраст каждого из супругов не превышает 35 лет. Несоблюдение этого условия, то есть достижение супругов возраста 36 лет исключает возможность участия семьи в подпрограмме и является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Как установлено судом, семья Даниловой Д.В. перестала соответствовать установленным требованиям.
При этом, суд правильно указал, что факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов.
Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы. В силу закона молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья". При этом не установлено неправомерных действий и решений Ответчика в отношении истца при разрешении вопросов, связанных с реализацией ее прав по данному вопросу.
Доводы апелляционной жалобы предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно отклонены как несостоятельные по мотивам, подробно изложенным в решении. Судебная коллегия не усматривает оснований для их иной оценки.
Решение суда законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.Г. Васильева
Судьи: А.В. Никодимов
В.В. Громацкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.