Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Федоровой Г.А., судей Холмогорова И.К., Топорковой С.А. при секретаре Архиповой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
27 февраля 2017 года
дело по апелляционным жалобам ответчиков на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2016 года, которым по делу по иску Жигулиной Н.И. к Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов при Правительстве Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения об исключении из республиканского реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года,
постановлено:
Иск Жигулиной Н.И. к Правительству Республики Саха (Якутия), к Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов при Правительстве PC (Я) о признании незаконным решения об исключении из Единого республиканского реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, удовлетворить.
Признать решение комиссии по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов при Правительстве Республики Саха (Якутия) в части исключения Жигулиной Н.И. из списка граждан из республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года незаконным.
Отменить пункт 11 протокола N ... от 10 августа 2016 года Комиссии по вопросам: предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов при Правительстве Республики Саха (Якутия) в части исключения Жигулиной Н.И. из списка граждан из Республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года.
Обязать комиссию по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов при Правительстве Республики Саха (Якутия) восстановить Жигулину Н.И. в республиканский реестр ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года.
Заслушав доклад судьи Топорковой С.А., пояснения представителя истца Елкина М.В., судебная коллегия
установила:
Жигулина Н.И. обратилась в суд с иском к Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов при Правительстве Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - Комиссия), Правительству Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, возложении обязанности восстановить в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование иска указала, что решением Комиссии от 20.09.2016 г. была исключена из республиканского Реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.п. "з" п.8.5 Порядка предоставления социальных выплат для приобретения жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 25 мая 2006 г. N 226, в связи с обеспеченностью жилым помещением в размере, равном учетной норме жилой площади, установленной органами местного самоуправления и выше. Кроме того, указала, что является инвалидом *** группы бессрочно, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 10.09.1997 г. При постановке на учет состав семьи составлял *** человека, норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма на территории Алданского района установлена в 15 кв.м. на человека. В долевой собственности имеет жилое помещение общей площадью в размере ... кв.м., то есть доля истца составляет ... кв.м. Таким образом, при постановке на учет учетная норма жилья составляла не выше учетной нормы. В настоящее время учетная норма увеличилась, однако жилое помещение, в котором проживает истец, общая площадь которого составляет ... кв.м. не соответствует степени благоустройства - неблагоустроенное, с печным отоплением, отсутствует канализация и поставка горячего и холодного водоснабжения, износ составляет 65 %.
Определением Алданского районного суда РС (Я) от 17 ноября 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация МО "Алданский район".
Судом постановленовышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель Комиссии Сивцев Г.Л. обратился в суд с апелляционной жалобой об отмене решения суда полностью и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что основанием для исключения истца послужила обеспеченность жилым помещением в размере, равном учетной норме жилой площади, установленном органом местного самоуправления и выше, поскольку у истца имеется жилое помещение общей площадью ... кв.м. Следовательно, Комиссия своими действиями не вышла за рамки своих полномочий. Вывод суда о том, что жилое помещение является непригодным для проживания, необоснован, поскольку данными полномочиями суд не обладает. Материалы дела не содержат допустимых указанному обстоятельству доказательств. Оценка и обследование помещения в целях признания жилого помещения непригодным для проживания осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. Кроме того, указал, что суд при принятии решения руководствовался положениями ГПК РФ, что является нарушением процессуальных норм, поскольку указанный иск следовало рассматривать в порядке административного производства (ст. 124, 218 КАС РФ).
С решением суда также не согласился представитель Правительства РС (Я) Петров А.Ю., который просил отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска по доводам аналогичным доводам представителя Комиссии.
В возражениях на апелляционные жалобы представитель истца Елкина Е.С. просила решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Истец и ответчики о месте и времени судебного заседания надлежаще извещены, об уважительных причинах неявки в судебное заседание не сообщили.
В силу ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных участников процесса.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 настоящего Федерального закона.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 г., устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2006 года N 226 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которым регламентирована последовательная процедура включения социально защищенной категории граждан в список на получение социальной выплаты для получения жилья.
Согласно п. 1 вышеуказанного порядка меры социальной поддержки по обеспечению жильем с использованием средств федерального бюджета предоставляются в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и статьями 17 и 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следующим категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года: инвалидам боевых действий; ветеранам боевых действий; членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий; инвалидам; семьям, имеющим детей-инвалидов.
Судом установлено, что Жигулина Н.И. является инвалидом *** группы. С 10 сентября 1997 года состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Комиссии от 10 августа 2016 года истец исключена из республиканского Реестра ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов по причине обеспеченности жилым помещением в размере, равном учетной норме жилой площади, установленной муниципальным образованием и выше (выписка из протокола N ... от 10.08.2016 г.) (л.д. 9).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что жилое помещение, в котором проживает истец, является непригодным для проживания, подлежит сносу. При этом доказательств данных обстоятельств в материалах дела не содержится. Кроме того, суд указал, что на дату исключения Жигулиной Н.И. из республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, состояние жилого дома не изменилось. Другое жилое помещение предоставлено не было, то есть, жилищные условия истца с момента постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не изменились. Соответственно, обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, отсутствовали.
Между тем, судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" (далее Вводный закон) к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые могут возникнуть после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 6 данного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу ч. 2 ст. 6 Вводного закона гражданам, принятым на учет до 01 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 01 декабря 2009 года N 1549-О-П по жалобе на нарушение прав ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", это положение закона не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан до 01 марта 2005 года, принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательстве оснований постановки на такой учет.
Из материалов дела установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права N ... от 17.07.2014 г. Жигулина Н.И. является собственником жилого помещения по адресу: ... , общей площадью ... кв.м. Из акта проверки жилищных условий от 11.03.2015 г. указанное жилое помещение 1963 года постройки, деревянное, не благоустроенное. По заключению комиссии МО "Алданский район" истец нуждается в благоустроенной квартире в силу своего состояния здоровья (л.д. 19).
Вместе с тем, судом не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что на основании договора на передачу и продажу квартиры в собственность граждан N ... от 23.01.1996 г. истец имеет в долевой собственности благоустроенную квартиру, расположенную по адресу: ... , общей площадью ... кв.м., в которой доля истца составляет ... кв.м. (л.д. 13-15).
Решением Алданского городского Совета депутатов Алданского района РС (Я) от 02 июля 2014 года N 42-6 "Об установлении учетной нормы, нормы предоставления и степени благоустройства жилого помещения на территории МО "Город Алдан" Алданского района РС (Я)" учетная норма площади жилого помещения по договору социального найма при принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 12 квадратных метров (л.д. 20).
Поскольку в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, истец подлежал исключению из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании договора социального найма.
При этом следует учесть, что на дату постановки на учет 10.09.1997 г. при наличии доли в праве собственности на вышеуказанную квартиру истец права на включение в указанный реестр права не имела, поскольку была обеспечена жилым помещением в размере ... кв.м., что истцом не отрицалось и следует из содержания искового заявления (л.д. 9).
Отсутствие у компетентного органа сведений о наличии у истца и членов его семьи жилых помещений не исключает право указанного органа снять истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в момент, когда такие сведения были им получены.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что истец имеет в долевой собственности жилое помещение, доля которого составляет ... кв.м., на момент принятия ответчиком оспариваемого решения, нуждаемости истца в улучшении жилищных условий не установлено.
Таким образом, на данный момент не усматривается правовых оснований и объективной нуждаемости истца в улучшении жилищных условий.
Приведенные выше обстоятельства не указывают на нарушение прав истца и, соответственно, на необходимость восстановления их в судебном порядке.
Таким образом, неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, повлекло за собой неправильное применение норм материального права, что в силу пунктов 1 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке с принятием нового решения по делу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2016 года по иску Жигулиной Н.И. к Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов при Правительстве Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения об исключении из республиканского реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, о т м е н и т ь.
В удовлетворении искового заявления Жигулиной Н.И. к Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов при Правительстве Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения об исключении из республиканского реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, о т к а з а т ь.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Г.А. Федорова
Судьи: С.А. Топоркова
И.К. Холмогоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.