Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Скакуна А.И., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Афанасьевой А.А.,
с участием представителя административного истца - МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства" - Аксенова А.С., представителей административного ответчика - Якутский комитет охраны природы Министерства охраны природы РС (Я) - Афанасьевой И.Г., Борисовой С.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2016 года по делу по административному исковому заявлению МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства" к Якутскому комитету охраны природы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) об оспаривании представления, которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении административного искового заявления МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства" к Якутскому комитету охраны природы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) об оспаривании представления - отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства" (далее - МКУ "СЭГХ") обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав о том, что Якутский комитет охраны природы Министерства охраны природы РС (Я) (ЯКОП) 21 ноября 2016 г. вынес представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Предписанием ответчик запретил ввоз снега на полигон по Окружному шоссе ввиду загрязнения окружающей среды нефтепродуктами и тяжелыми металлами в результате таяния снежных масс, обязал выявить лиц, допустивших нарушения, и рассмотреть представление в срок до 21.12.2016 г. Оспаривая данное предписание, административный истец сослался на то, что снег на указанный полигон вывозится ежегодно, иного места для складирования снега в распоряжении Окружной администрации не имеется. Ранее во исполнение акта - заключения от 14.10.2016 г. МКУ "СЭГХ" в сотрудничестве с ОАО "Якутдорстрой" вывезло весь имеющийся на указанном полигоне мусор объемом в 500 м3. В данный момент полигон полностью очищен, в связи с чем риск попадания загрязняющих веществ в окружающую среду минимален.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель административного истца направил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и вынести новое - об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что закрытие полигона приведет к угрозе нарушения нормальной жизнедеятельности города Якутска. Полигон является единственным земельным участком, выделенным для складирования снега, новый земельный участок для этих целей не определен. МКУ "СЭГХ" не в состоянии проводить круглосуточный мониторинг санитарного состояния полигона. До разрешения вопроса об организации нового места размещения полигона необходимо постоянно вывозить снег во избежание возникновения угрозы аварийных ситуаций на улицах города, причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Изучив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым N ... общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу: г. Якутск, Окружное шоссе, с видом разрешенного использования: под полигон для складирования снега, принадлежит на праве собственности Городскому округу "Город Якутск", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N ... от 17.10.2012 г. (л.д.198).
Указанный земельный участок на основании договора N ... от 18.04.2013 г. закреплен за МКУ "СЭГХ" на праве постоянного (бессрочного) пользования в качестве временного полигона для складирования снега, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N ... (л.д.68).
11.10.2016 г. Якутской природоохранной прокуратурой совместно с ЯКОП МОП РС (Я), МКУ "СЭГХ" проведена проверка территории полигона складирования снега на предмет соблюдения природоохранного законодательства.
По итогам данной проверки государственным инспектором Якутского комитета охраны природы Министерства охраны природы РС (Я) составлен акт - заключение от 14.11.2016 г., утвержденный Якутским природоохранным прокурором, в соответствии с которым в ходе проверки выявлены следующие нарушения природоохранного законодательства: территория полигона для складирования снега не имеет обвалования по периметру полигона, отсутствует твердое покрытие и гидроизоляция площадки полигона, препятствующая попаданию растаявшего снега в окружающую среду, почвенный покров, близлежащие водные объекты.
В результате таяния снежных масс, собранных с территорий общего пользования г. Якутска, в окружающую среду попадают и накапливаются загрязняющие вещества, в том числе нефтепродукты, тяжелые металлы. Ввиду отсутствия водоотведения с территории полигона происходит заболачивание прилегающей к нему территории.
В момент проведения проверки 11.10.2016 г. установлено захламление земельного участка твердыми коммунальными, строительными отходами (доски, щебень, бой бетонных изделий, пластиковые изделия, стекло, бумага, полиэтилен, металлические изделия, бочки и т.п.), а также установлен факт выгрузки цемента на участке. Захламление территории отмечено на территории 200 м 2, высотой навала от 01,1 до 1 метра, общий объем захламления около 300 м3.
Из экспертных заключений сделан вывод о том, что прослеживается тенденция увеличения содержания ртути в почве полигона складирования снега, что негативно влияет на окружающую среду. МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства" не осуществляет мониторинг за негативным воздействием на окружающую среду в части состояния почвенного покрова, что указывает на нарушение ст.ст. 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.4.1.3 СанПиН 2.1.5.980-00.
Якутским природоохранным прокурором в связи с выявленными нарушениями природоохранного законодательства вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.11.2016 г. в отношении МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства" с передачей его на рассмотрение в ЯКОП МОП РС (Я).
Постановлением государственного инспектора охраны природы ЯКОП МОП РС (Я) Борисовой С.Е. N ... от 18.11.2016 г. МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В соответствии со ст.29.13 КоАП РФ должностным лицом ЯКОП МОП РС (Я) вынесено представление, которым на МКУ СЭГХ возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. В частности, запрещен ввоз и размещение снега на полигоне для складирования снега.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований административного истца, правомерно указал о том, что факты, указанные в представлении N ... от 21.11.2016 г., подтверждены исследованными доказательствами и административным истцом не оспариваются. Также истцом не оспаривается факт совершения им административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ: постановление о привлечении к административной ответственности им не было обжаловано.
Поскольку порядок принятия оспариваемого представления соблюден, оно не нарушает требования закона, а также принципы законодательства, а обстоятельства, указывающие на совершение административным ответчиком незаконных действий и нарушение прав, свобод и интересов МКУ "СЭГХ", не установлены, основания для удовлетворения административного иска отсутствовали.
Доводы административного истца о возникновении угрозы аварийных ситуаций на улицах города и причинения вреда жизни и здоровью граждан в случае прекращения вывоза снега на полигон были предметом исследования суда первой инстанции и не являются достаточными для отмены решения.
Административный истец не отрицая выявленные нарушения, фактически указывает на невозможность исполнения представления и ставит вопрос о целесообразности соблюдения запрета. Однако суд не вправе входить в обсуждение вопроса о целесообразности либо нецелесообразности установления органом экологического надзора запрета совершать определенные действия. Иное свидетельствовало бы о неправомерном ограничении компетенции указанного органа.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что данные обстоятельства на законность предписания влиять не могут и правовым основанием для его отмены не являются.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции не допущено, оснований к отмене обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2016 года по делу по административному исковому заявлению МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства" к Якутскому комитету охраны природы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) об оспаривании представления оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Ноева
Судьи А.И. Скакун
М.М. Оконешникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.