Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Скакуна А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу административного истца на определение Якутского городского суда от 23 января 2017 года по административному исковому заявлению ООО "Медицинский центр "Надежда" к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РС(Я) о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений, которым
определено:
Отказать в принятии административного иска.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО Медицинский центр "Надежда" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными акт проверки и предписание ТО Росздравнадзора по РС(Я). Требования мотивированы тем, что ТО Росздравнадзора по РС(Я) 13 декабря 2016г. на основании проведенной внеплановой документарной проверки по обращению Г. об оказании некачественной медицинской помощи выдано предписание в отношении ООО Медицинский центр "Надежда" об устранении выявленных нарушений в срок до 23 января 2017г. Считает предписание незаконным, поскольку с Г. договор на оказание услуг по ... диагностике нарушений ******** не заключался, услуги такого рода ей не оказывались, в связи с чем медицинский центр не обязан требовать от пациентки подписать отказ от медицинских вмешательств (обследования) при выявлении признаков ********. Г. оказана разовая платная медицинская услуга по консультированию пациентки врачом ... При этом нарушений при оказании медицинской помощи Г. не допущено. Ссылаясь на данные обстоятельства, просит суд приостановить действие оспариваемого предписания и признать незаконными акт проверки и предписание ТО Росздравнадзора по РС(Я), как нарушающее права и интересы административного истца.
Определением суда в принятии административного иска отказано, с чем не согласен административный истец. В частной жалобе просит его отменить за незаконностью, указывая на неправильное применение норм процессуального права. Считает, что спор о праве отсутствует, также спорные правоотношения не носят экономический характер.
В соответствии с ч.2 ст.315 КАС РФ частная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного (письменного) производства без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы и без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Отказывая в принятии административного иска, суд исходил из того, что требования истца подлежат рассмотрению в порядке искового производства, также оспариваемые акт и предписание составлены в рамках осуществления контроля в сфере экономической деятельности в области здравоохранения, в связи с чем данный спор неподсуден суду общей юрисдикции.
С таким выводом согласиться нельзя.
Как следует из положений ч.1 ст.29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Из административного иска следует, что учреждением оспариваются акт проверки по контролю качества оказываемых медицинских услуг и предписание ТО Росздравнадзора по РС(Я) по устранению нарушений ч.7 ст.20 Федерального закона от 21 ноября 2011г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ".
В соответствии со ст.90 Федерального закона N323-ФЗ органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
Таким образом, акт и предписание, вынесенные по результатам проверки, касаются надлежащего исполнения врачами медицинского центра "Надежда" возложенных на них законом обязанностей по осуществлению качественной и безопасной медицинской деятельности, а не экономической составляющей деятельности данного учреждения.
Оснований полагать, что оспариваемые акт и предписание затрагивают права административного истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не имеется, а, следовательно, отказ суда в принятии данного иска по п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ является неправильным.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. N 323 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, согласно п.1 которого Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
В силу п.1 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Приказом Минздрава России от 13.12.2012 N 1040н, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения осуществляет функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения осуществляет государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности посредством организации и осуществления ведомственного контроля и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Таким образом, требования заявителя возникли из публичных правоотношений, поскольку им оспаривается предписание государственного органа, имеющего властные полномочия по отношению к истцу. Соответственно, данные требования подлежат рассмотрению по правилам главы 22 КАС РФ.
При таких обстоятельствах ввиду неправильного применения норм процессуального права определение подлежит отмене с направлением материала в суд первой инстанции для принятия к производству и рассмотрения по существу.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Якутского городского суда от 23 января 2017 года по административному исковому заявлению ООО "Медицинский центр "Надежда" к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РС(Я) о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений отменить с направлением материала в тот же суд для принятия к производству и рассмотрения по существу.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Оконешникова М.М.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.