Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняк А.В.,
судей Долгополовой Ю.В., Константиновой М.Р.,
при секретаре Тартынской В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 27 февраля 2017 года дело по апелляционным жалобам Ш.К,В., представителя Администрации МО "Якшур-Бодьинский район" на решение Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 03 октября 2016 года, которым исковые требования Ш.К,В. к Администрации муниципального образования "Якшур-Бодьинский район" УР, Администрации муниципального образования "Селычкинское" о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Солоняка А.В., выслушав представителя ответчика Администрации МО "Якшур-Бодьинский район" М.Г.Ш. (по доверенности от 09.01.2017 года сроком по 31.12.2017 года), поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражавшую против доводов апелляционной жалобы истца, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Ш.К,В. обратился в суд с иском к ответчику Администрации муниципального образования "Якшур-Бодьинский район" (далее - Администрации МО "Якшур-Бодьинский район") с требованиями о возложении обязанности по предоставлению ему жилого помещения по договору социального найма в границах населенного пункта Якшур-Бодьинский район взамен непригодного для проживания ветхого жилья, соответствующего требованиям ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), не менее однокомнатной квартиры общей площадью "данные изъяты" кв.м.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", расположенной в двухэтажном деревянном 4-квартирном доме (далее - жилое помещение), зарегистрирован по указанному адресу, но в квартире не проживает, так как проживание в данном доме невозможно и опасно. Данная квартира находится в муниципальной собственности. Собственником здания капитальный ремонт дома не производился, как и текущие ремонты, что явилось причиной неудовлетворительного технического состояния конструкций и инженерного оборудования дома: пол, потолок и другие деревянные конструкции квартиры пришли в негодность, сгнили из-за повышенной влажности, плесени. Электропроводки в доме практически нет, дом обесточен, вентиляции в доме также нет. Согласно заключению межведомственной комиссии "адрес" УР от 18.06.2012 года жилое помещение признано не пригодным для постоянного проживания и не подлежащим ремонту.
В судебном заседании истец Ш.К,В. изменил исковые требования: просил суд обязать Администрацию муниципального образования "Якшур-Бодьинский район" и Администрацию муниципального образования "Селычкинское" предоставить ему другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, не менее 1-комнатной квартиры с общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м. в с.Якшур-Бодья Якшур-Бодьинского района УР.
В последующие судебные заседания истец Ш.К,В. не являлся, направил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие с участием своего представителя.
Представитель истца Н.В.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования истца с учетом уточнения поддержал, подтвердив доводы, изложенные в заявлениях.
Представитель ответчика Администрации МО "Якшур-Бодьинский район" УР - В.Н,А., действующая на основании доверенности от 11.01.2016 г., в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на то, что обязанность по предоставлению помещения отсутствует.
Представитель соответчика Администрации МО "Селычкинское" в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика МО "Селычкинское".
Суд постановилвышеуказанное решение о частичном удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация МО "Якшур-Бодьинский район" УР просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает что в соответствии с ч.5 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам РФ. Финансовые средства на осуществление полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещения, жилым помещениями Администрация МО "Селычкинское" в бюджет МО "Якшур-Бодьинский район" не направляла. Администрация МО "Якшур-Бодьинский район" не уполномочена в силу каких-либо обязательств на реализацию полномочий Администрации МО "Селычкинское" по обеспечению жильем малоимущей категории граждан.
В апелляционной жалобе истец Ш.К,В. просит решение суда отменить в части, в которой на Администрацию МО "Якшур-Бодьинский район" возложена обязанность по предоставлению жилого помещения в с. Селычка, указав в решении суда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения в с. Якшур-Бодья.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
При разрешении спора суд первой инстанции руководствовался ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст.ст.57, 87, 89 ЖК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом УР от 13.07.2005 N 42-РЗ "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике", Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 14), Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2008 N 554-О-О и от 28.05.2009 N 605-О-О.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что с 2001 года Ш.К,В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес", что следует из паспортных данных и выписки из похозяйственной книги.
В соответствии с постановлением главы Администрации МО "Якшур-Бодьинский район" N от 28.12.2010 года, на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 10.12.2010 года N, квартиры с номерами 2, 3, 4 в доме N по пер.Гагарина с.Селычка, приняты в собственность муниципального образования "Якшур-Бодьинский район" от ГУЗ "Республиканский детский санаторий "Селычка" Министерства здравоохранения УР.
Согласно акту обследования жилого помещения по адресу: "адрес", от 18 июня 2012 года, данное жилое помещение расположено в жилом двухэтажном шестиквартирном деревянном доме, отопление печное, благоустройство - электроосвещение. Кровля частично разрушена, окна поражены гнилью, стены имеют деформацию и наклонены в восточную сторону, электропроводка ветхая, печь разрушена в верхней части дома. На момент обследования в помещении не проживают. В связи с физическим износом здания и повреждениями восточной стены биологической коррозией, несущие конструкции здания пришли к снижению несущей способности и целесообразности в ремонте данного дома нет. Здание имеет деформацию стен, значительную степень биологического повреждения несущих конструкций, угрожающих обрушению.
Заключением межведомственной комиссии Якшур-Бодьинского района УР N от 18 июня 2012 года жилое помещение - "адрес" признано непригодным для постоянного проживания.
Согласно выписке из Реестра имущества, находящегося в собственности МО "Якшур-Бодьинский район", жилое помещение, введенное в эксплуатацию 1940-х годах, является на момент рассмотрения спора муниципальной собственностью муниципального образования "Якшур-Бодьинский район".
В соответствии с постановлением главы Администрации МО "Якшур-Бодьинский район" N от 24.04.2015 года Ш.К,В., зарегистрированный по адресу: "адрес" признан малоимущим.
Постановлением главы Администрации МО "Якшур-Бодьинский район" от 24 апреля 2015 года N Ш.К,В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Согласно данных Росреестра по Удмуртской Республике Ш.К,В. в собственности какой-либо недвижимости не имеет.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспаривались.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права и пришел к выводу, что в связи с признанием жилого помещения не пригодным для проживания, не подлежащим капитальному ремонту или реконструкции, на Администрацию МО "Якшур-Бодьинский район" УР как на собственника жилого помещения должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу вне очереди другого жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, как постановленными при правильном применении норм материального права.
По общему правилу согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел обязанность предоставления наймодателем гражданам, выселяемым из этих помещений, других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма (статья 87 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании пункта 7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда.На основании полученного по результатам работы комиссии заключения, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. п. 47, 49).
Предусмотренный порядок признания непригодным для проживания жилого помещения, занимаемого истцом, был соблюден, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, признано непригодным для проживания.
Порядок предоставления гражданам благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, регламентирован статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой следует, что законодатель возлагает обязанность по предоставлению жилого помещения на наймодателя.
Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем.
Из материалов дела следует, что жилое помещение, занимаемое истцом, является собственностью МО "Якшур-Бодьинский район", от имени которого действует орган местного самоуправления - администрация указанного муниципального образования, являющаяся наймодателем согласно положениям ч.1 ст.60 ЖК РФ.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 указанного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 Постановления N 14, судам необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Применение указанных норм права не зависит от субъекта обращения.
На это обращено внимание и в Постановлении N 14, указавшего, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, суду следует проверить, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан (абз. 2 п. 37).
Этому разъяснению корреспондирует неоднократно высказанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой статья 89 (ч. 1) ЖК РФ не ограничивает суды в возможности в ходе исследования и оценки того или иного варианта предоставления жилого помещения принять во внимание обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Таким образом, реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы Администрация МО "Якшур-Бодьинский район" о том, что она не уполномочена в силу каких-либо обязательств на реализацию полномочий Администрации МО "Селычкинское" по обеспечению жильем малоимущей категории граждан, что обеспечение социальным жильем малоимущих относится к вопросам местного значения поселения и не входит в полномочия Администрации "Якшур-Бодьинского района", не могут быть приняты во внимание, поскольку спорные правоотношения вытекают из существующих отношений между наймодателем и нанимателем по пользованию жилым помещением, находящимся в аварийном и непригодном для проживания состоянии.
Суд при принятии решения обоснованно не учитывал соглашение о передаче части полномочий МО "Селычкинское" Администрации Якушр-Бодьинского района N от 30.12.2015 года, поскольку из материалов дела не следует, что администрация МО "Селычкинское" является собственником и наймодателем занимаемого истцом жилого помещения, признанного непригодным для проживания.
Положения ст.87 ЖК РФ возлагают обязанность по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения именно на наймодателя жилого помещения, признанного непригодным для проживания, которым по данному спору является администрация МО "Якшур-Бодьинский район", что представителем данного ответчика не оспаривается.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе III "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
По данному делу проживание истца в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, представляет опасность для жизни и здоровья, т.к. конструкции дома грозят обрушением, печь неисправна, крыша частично разрушена, что следует из акта обследования и заключения межведомственной комиссии.
Наймодатель и орган местного самоуправления мер к расселению жилья не предпринимает, многоквартирный дом в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Удмуртской Республике на 2013 - 2017 годы, утвержденную постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 апреля 2013 г. N 169 (опубликована на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, 18.04.2013), не включен.
При таких обстоятельствах имеются основания для предоставления истцу жилья вне очереди, вне зависимости от плана и сроков по сносу дома.
Другого жилого помещения истец не имеет, в установленном порядке признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, лишен возможности обеспечить себя другим жилым помещением в силу низкого имущественного положения.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требования истца и возложил обязанность по предоставлению истцу другого жилого помещения по договору социального найма на администрацию МО "Якшур-Бодьинский район" как на наймодателя.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что жилое помещение подлежит предоставлению в другом населенном пункте - с.Якшур-Бодья - также подлежит отклонению.
Как следует из ст. 89 ЖК РФ и п. 37 Постановления N 14 предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади, состоять из того же числа комнат, быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, находиться в черте данного населенного пункта.
В связи с этим суд не мог обязывать ответчика предоставить истцу жилое помещение в другом населенном пункте. Однако, этим не исключается возможность предоставления ответчиком истцу Ш.К,В. с его письменного согласия другого жилого помещения в другом населенном пункте УР.
Доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционные жалобы не содержат.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 03 октября 2016 года оставить без изменения.
Апелляционные жалобы истца Ш.К,В., ответчика Администрации МО "Якшур-Бодьинский район" - оставить без удовлетворения.
Председательствующий: А.В.Солоняк
Судьи: М.Р. Константинова
Ю.В.Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.