Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Багаутдиновой Г.Р..
при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.В.,
с участием: административного истца А.Е.В., её представителя К.В.А., действующего на основании устного заявления, в порядке части 5 статьи 57 КАС РФ, дипломы о высшем юридическом образовании: "данные изъяты", регистрационный номер "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, "данные изъяты", регистрационный N от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Т.Е.В.., доверенность N от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А.Е.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,
установил:
А.Е.В. обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
Данные требования обоснованы тем, что А.Е.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 3 760 кв.м., по адресу: "адрес" на основании договора на передачу прав и обязанностей по аренде земельного участка (перенайма) от ДД.ММ.ГГГГ (арендодателем выступает ООО " "данные изъяты"" в лице директора С.С.В.).
По сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка "данные изъяты" составляет "данные изъяты" руб. В то же время, согласно составленному по заказу А.Е.В. отчету ООО " "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость данного земельного участка, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составила "данные изъяты" руб. А.Е.В. полагает, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что в свою очередь приводит к нарушению её прав как плательщика арендной платы. Поэтому просит установить кадастровую стоимость данного земельного участка площадью 3 760 кв.м., расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании административный истец А.Е.В., её представитель К.В.А. требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Т.Е.В. против удовлетворения заявленных требований не возражала.
ФГБУ "ФКП Росреестра", Правительство Удмуртской Республики, Администрация г.Ижевска были своевременно извещены о времени и месте рассмотрения дела, но в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) административное дело рассмотрено судом в отсутствие извещенных, но не явившихся участников процесса.
Выслушав объяснения административного истца А.Е.В., ее представителя К.В.А., представителя административного ответчика - Управления Росреестра по УР Т.Е.В.., изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, А.Е.В. в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 3 760 кв.м., по адресу: "адрес" на основании договора о предоставлении участков в пользование на условиях аренды N от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ и договора на передачу прав и обязанностей по аренде земельного участка (перенайма) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-13, 5, 6, 17).
Сведения о регистрации договора на передачу прав и обязанностей по аренде земельного участка (перенайма) от ДД.ММ.ГГГГ также содержатся в Едином государственном реестре прав от ДД.ММ.ГГГГ, что следует из письменных пояснений представителя административного ответчика Управления Росреестра по Удмуртской Республике.
Согласно пункту 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
В соответствии с пунктом 6.3 договора о предоставлении участков в пользование на условиях аренды от ДД.ММ.ГГГГ N, в редакции соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (л.д.7).
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что А.Е.В. на момент обращения в суд и в настоящее время является арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства кафе на 50 мест с мотелем, расположенного по адресу: "адрес"
При этом, приложением N 1 к соглашению N 405/1 от 16 ноября 2010 года о продлении и внесении изменений в договор аренды земли N405 от 21 февраля 1995 года, в соответствии с постановлением Правительства УР N 172 от 06 ноября 2007 года "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", размеры арендных платежей определены от кадастровой стоимости земельного участка (л.д.8).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики утверждены постановлением Правительства УР от 30 ноября 2015 года N 531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2015 года".
В таблице к данному Постановлению, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" существует.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка от 3 ноября 2016 года, составленной на основании сведений из государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 3 760 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2015 года установлена в размере "данные изъяты" руб. (л.д.4).
Согласно отчету ООО " "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 3 760 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты" руб.
В соответствии с положительным экспертным заключением N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным Саморегулируемой организацией оценщиков ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков", членом которой является оценщик, следует, что отчет ООО " "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 3 760 кв.м., с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности, в том числе: выбранные оценщиком методы оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке признаны обоснованными; выполненный в отчете расчет стоимости объекта оценки соответствует выбранным оценщиком подходам и методам.
А.Е.В. полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", (ред. от 3 июля 2016 года, с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2017 года) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Общие требования к содержанию Отчета приведены в статье 11 Закона об оценочной деятельности. При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (статья 15 Закона об оценочной деятельности).
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (статья 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок её проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Закона об оценочной деятельности).
Согласно представленной кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка на основании постановления от 30 ноября 2015 года N 531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2015 года" установлена в размере "данные изъяты" руб.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы является земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Положения пункта 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривают, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В связи с тем, что административное дело об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в силу п.15 ст. 20 КАС РФ относящееся к подсудности верховного суда республики, каковым является Верховный Суд УР, рассмотрено в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений - по правилам главы 25 КАС РФ.
Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что в силу положений ч.4 ст. 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости и государственный орган, осуществляющий функции государственной кадастровой оценке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О).
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В подтверждение заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости административным истцом представлен отчет ООО " "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости спорного участка, которым подтверждается несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости. Экспертным заключением Саморегулируемой организацией оценщиков ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков" N от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено соответствие вышеназванного отчета требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки.
Возражений относительно достоверности содержащихся в указанном отчете сведений о рыночной стоимости спорного земельного участка участвующими в деле лицами не представлено.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела суд, в силу ст.ст.77, 83 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле сторонам и заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями заявителя.
Ходатайств о проведении оценочной экспертизы заявлено не было.
Учитывая, что со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц отсутствовали какие-либо обоснованные возражения о несоответствии данного отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера арендной платы, что непосредственно затрагивает интересы административного истца, следовательно, его требование об установлении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка в размере его рыночной стоимости, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
С заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в порядке статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ административный истец не обращался, в Верховный Суд Удмуртской Республики административное исковое заявление поступило 21 февраля 2017 года (л.д.3) (абзац 6 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ), следовательно, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2016 года.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Материалами административного дела подтверждено, что оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, были внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, с настоящим административным исковым заявлением в суд А.Е.В. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.
В соответствии с абзацем 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
С учетом изложенного требования А.Е.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление А.Е.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 3 760 кв.м., по адресу: "адрес" в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" рублей.
Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения суда к окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Г.Р. Багаутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.