Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Р.Хасаншина,
судей Р.Г. Гайнуллина, Ф.И.Гиниатуллиной,
при секретаре Д.Б. Галеевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р.Хасаншина гражданское дело по апелляционной жалобе В.М.Маковеева на решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 9 декабря 2016 года, которым постановлено:
В.М.Маковееву в удовлетворении требования к исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Палате имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан признать решение Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 10ноября 2016 года, исходящий номер 2991 об отказе в перераспределении земельных участков незаконным, обязать исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан утвердить схему расположения земельного участка площадью 908 кв.м в границах координат, приведенных в схеме подготовленной кадастровым инженером А.Н. Степановым N39 от 25 февраля 2016 года отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения, выслушав объяснения представителя В.М.Маковеева - Е.Н.Ситарской в поддержку доводов апелляционной жалобы, возражения представителя Лаишевского муниципального района Республики Татарстан И.А.Самерхановой против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
В.М. Маковеев обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Палате земельный и имущественных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании решения об отказе в перераспределении земельных участков незаконным, обязании утвердить схему расположения земельного участка.
В обоснование указал, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 400 кв.м, разрешенный вид использования - индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: "адрес". 2 ноября 2016 года его представитель обратился в исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением об увеличении площади земельного участка истца до 908 кв.м в порядке перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и согласовании схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории.
10 ноября 2016 года Палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан отказала истцу в перераспределении земельных участков, сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок возможно приобрести только через торги в порядке предусмотренном ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
По мнению истца, отказ Палаты является необоснованным.
В последующем по ходатайству представителя истца Палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Истец просил суд признать решение исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 10ноября 2016 года, исходящий номер 2991 об отказе в перераспределении земельных участков незаконным, обязать исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан утвердить схему расположения земельного участка площадью 908 кв.м в границах координат, приведенных в схеме подготовленной кадастровым инженером А.Н. Степановым N39 от 25 февраля 2016 года.
Представитель истца уточнил требования и просил признать незаконным решение Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 10 ноября 2016 года за исходящим N 2991 об отказе в перераспределении границ земельного участка.
В судебном заседании представитель истца О.Н.Рачков иск поддержал.
Представитель ответчика исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан М.С.Кузнецов иск не признал. Пояснил, что при формировании испрашиваемого участка образуется изломанность границ участка.
Представитель ответчика Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан Г.В.Кива возражала против иска. Пояснила, что из-за изломанности границ земельного участка было предложено привести в соответствие представленную схему.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе и в дополнении к ней В.М.Маковеев ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового решения об удовлетворении иска. Настаивает на своих доводах, изложенных в суде первой инстанции. Ссылаясь на заключение кадастрового инженера А.Н.Степанова указывает, что изломанность границ образуемого земельного участка обусловлена существующими естественными рубежами, с одной стороны - лесозащитной полосой, с другой - проселочной дорогой. Кроме того, указывается на недоказанность ответчиком изломанности границ земельного участка и постановку земельного участка ранее на кадастровый учет именно в такой конфигурации. Полагает, что невыяснение судом этих обстоятельств привело к вынесению необоснованного и незаконного решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца В.М. Маковеева - Е.Н.Ситарская требования апелляционной жалобы поддержала по основаниям, изложенным в ней и в дополнении к жалобе.
Представитель ответчика Лаишевского муниципального района Республики Татарстан И.А.Самерханова против доводов апелляционной жалобы возражала.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого судебного акта первой инстанции не усматривает.
Статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В силу положений ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1)перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2)перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3)перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4)земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
2.Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
3.Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности; осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
4.Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
5.Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1)в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2)в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3)в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Из материалов дела усматривается, что В.М.Маковеев является собственником земельных участков с кадастровым номером ... площадью 400 кв.м и ... площадью 502 кв.м, расположенных по адресу: "адрес".
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права данные земельные участки относятся к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства. Право собственности зарегистрировано на основании договора купли-продажи неоконченного строительством жилого дома и земельного участка с кадастровым номером ... площадью 902 кв.м от 24 октября 2011 года. В последующем данный участок был размежеван на два земельных участка: с кадастровыми номерами ...
На обращение В.М. Маковеева от 9 ноября 2016 года об утверждении схемы расположения земельного участка Палатой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района от 10 ноября 2016 года N 2991 указано о необходимости приведения в соответствие схемы расположения испрашиваемого земельного участка для его дальнейшей реализации.
13 апреля 2011 года между Палатой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан и А.Е. Елфимовым заключен договор N 1-01-027 аренды земельного участка для благоустройства приусадебного участка площадью 499 кв.м, кадастровый номер ...
28 октября 2011 года между А.Е. Елфимовым и В.М. Маковеевым был заключен договор передачи права аренды (перенайма) земельного участка для благоустройства приусадебного участка площадью 499 кв.м, кадастровый ...
28 марта 2016 года Палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан и В.М.Маковеев подписали соглашение о расторжении договора аренды N1-01-027 от 13 апреля 2011 года в связи с добровольным отказом.
Согласно заключению кадастрового инженера земельный участок :ЗУ1 образован из земельного участка с кадастровым номером ... , находящегося в собственности В.М.Маковеева и земельного участка с кадастровым номером ... , который находится в аренде так же у В.М.Маковеева. При составлении схемы расположения было учтено, что земельный участок с кадастровым номером ... имеет площадь 499 кв.м и разрешенное использование: для благоустройства приусадебного участка. В подготовленной схеме разрешенное использование предполагается для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок с кадастровым номером ... мог быть сформирован как отдельный земельный участок с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства. Как следует из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предлагаемый для формирования участок имеет изломанные границы.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что земельный участок имеет неправильную конфигурацию, а так же с одной стороны ограничен дорогой, с другой лесозащитной полосой, что делает невозможным его использование как самостоятельного земельного участка с разрешенным для индивидуального жилищного строительства. При таких данных суд пришел к выводу, что при наличии изломанности границ участка ответ Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан является правомерным, на исполнительный комитет не может быть возложена обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Соглашаясь с решением суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что предметом спора является ответ Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 10 ноября 2016 года, согласно которому решение уполномоченным органом по заявлению истца принято не было. При таких данных суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии нарушений прав истца оспариваемым ответом. При этом ответ исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан N1296-ОПГ от 6 декабря 2016 года об отказе в согласовании представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории истцом не оспаривался, правомерность его доводов не являлась предметом судебного рассмотрения.
При таких данных, судебная коллегия принятое судом первой инстанции решение считает соответствующим закону.
С учетом установленных по делу обстоятельств доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 9 декабря 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу В.М.Маковеева - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.