Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Насретдиновой Д.М.,
судей Мелихова А.В. и Субботиной Л.Р.,
при секретаре судебного заседания Маметовой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан на решение Сабинского районного суда Республики Татарстан от 14 декабря 2016 года, которым постановлено:
иск Гильметдиновой И.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан о включении периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и признании права на досрочную страховую пенсию удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан включить календарно в стаж Гильметдиновой И.И., дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период ее работы в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета при колхозе им. Калинина Сабинского района Республики Татарстан с 01 июля 1989 года по 14 января 1990 года и с 02 августа 1993 года по 30 сентября 1993 года, периоды ее нахождения в отпусках по беременности и родам с 15 января 1990 года по 12 мая 1990 года и с 01 марта 1992 года по 19 июля 1992 года, периоды ее нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет с 13 мая 1990 года по 29 февраля 1992 года и с 20 июля 1992 года по 01 августа 1993 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан назначить и выплатить Гильметдиновой И.И. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 20 апреля 2016 года.
В остальной части иска Гильметдиновой И.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан о включении периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и признании права на досрочную страховую пенсию отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истицы Гильметдиновой И.И. и ее представителя Гильметдинова Д.Г., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гильметдинова И.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан о включении периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и признании права на досрочную страховую пенсию.
В обоснование требований указала, что 20 апреля 2016 года она подала заявление ответчику о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением пенсионного органа от "дата" ей отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием специального стажа.
В специальный стаж не были включены: периоды работы в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета при колхозе им. Калинина Сабинского района Республики Татарстан с 01 июля 1989 года по 21 октября 1993 года; периоды нахождения в отпусках по беременности и родам с 15 января 1990 года по 12 мая 1990 года и с 01 марта 1992 года по 19 июля 1992 года; периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет с 13 мая 1990 года по 29 февраля 1992 года и с 20 июля 1992 года по 01 августа 1993 года.
С данным решением истица не согласилась, полагала его необоснованным, поскольку физиотерапевтический кабинет являлся структурным подразделением Сабинской районной больницы.
В связи с этим просила суд обязать ответчика включить в ее специальный стаж вышеуказанные периоды, зачтя их как 1 год за один год и три месяца, и назначить досрочную страховую пенсию со дня обращения за ней - 20 апреля 2016 года.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд исковые требования частично удовлетворил и принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Указывает, что периоды работы истицы в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета при колхозе им. Калинина Сабинского района Республики Татарстан не могут быть включены в льготный стаж, поскольку отсутствуют доказательства, что физиотерапевтический кабинет колхоза действовал по типу медицинского кабинета или пункта как амбулаторно-поликлиническое учреждение. Колхоз не относится к лечебно-профилактическим учреждениям, учреждениям охраны материнства и детства, санитарно-профилактическим учреждениям.
Представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Гильметдинова И.И. и ее представитель в судебном заседании суда апелляционной инстанции просили в удовлетворении жалобы отказать.
Истица пояснила суду, что трудовую деятельность осуществляла в больнице, к которой относился физиотерапевтический кабинет, заработную плату получала также в Сабинской центральной районной больнице.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с положениями подпункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее закон "О страховых пенсиях"), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержались в статье 27 ранее действовавшего Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Постановление N 781).
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
После 01 ноября 1999 года законодатель также предусмотрел возможность льготного исчисления стажа медицинских работников, указав вначале в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, а затем в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Постановление N 781).
Из материалов дела видно, что 20 апреля 2016 года Гильметдинова И.И. подала заявление ответчику о назначении ей досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью.
Решением ответчика от "дата" за ... истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии. Мотивом отказа было отсутствие требуемого специального стажа продолжительностью 25 лет.
В специальный стаж не были включены: периоды работы в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета при колхозе имени Калинина Сабинского района Республики Татарстан с 01 июля 1989 года по 21 октября 1993 года; периоды нахождения в отпусках по беременности и родам с 15 января 1990 года по 12 мая 1990 года и с 01 марта 1992 года по 19 июля 1992 года; периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет с 13 мая 1990 года по 29 февраля 1992 года и с 20 июля 1992 года по 01 августа 1993 года.
В бесспорном порядке в льготный стаж зачтено 21 год 9 месяцев.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из трудовой книжки истицы видно, что с 01 июля 1989 года на основании приказа по Сабинской Центральной районной больнице за N 131 от 01 июля 1989 года она переведена с должности медицинской сестры картотеки Шеморданской районной больницы на должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета колхоза имени Калинина. Уволена с указанной должности 21 октября 1993 года, переводом на должность медицинской сестры ясли-сада деревни Явлаштау на основании приказа по Сабинской районной больнице за N 21 от 21 октября 1993 года. Записи о переводе удостоверены подписью главного врача и печатью Сабинской районной больницы.
Из вышеназванных приказов видно, что они были изданы на основании личных заявлений Гильметдиновой И.И., написанных на имя главного врача.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия для этого соответствующих правовых оснований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
В период до 01 октября 1993 года действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 17 декабря 1959 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, в котором указана должность медицинской сестры независимо от наименования должности и указаны медицинские кабинеты и пункты в качестве амбулаторно-поликлинических учреждений всех типов и наименований.
Приведенные акты утратили силу с 01 октября 1993 года согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 953 от 22 сентября 1993 года.
Кроме того, пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением N 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В разделе наименование должностей указанного постановления предусмотрены должности "фельдшер" и "медицинская сестра".
Пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что трудовая деятельность истицы в спорные периоды не проходила в структурных подразделениях организаций, перечисленных в вышеупомянутых постановлениях, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку опровергаются вышеназванными приказами по Сабинской центральной районной больнице.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ, период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности засчитывается в страховой стаж.
Поскольку период нахождения в отпуске по беременности и родам относится к периоду временной нетрудоспособности, суд первой инстанции правомерно включил его в специальный стаж.
В силу статьи 165 Кодекса законов о труде РСФСР (утв. ВС РСФСР 09 декабря 1971 года), действовавшего до октября 1992 года женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, а при рождении двух и более детей - сто десять) календарных дней после родов, частично оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии со статьей 167 данного Кодекса кроме отпусков по беременности и родам и уходу за ребенком женщине по ее заявлению предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившим в силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не включается в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ РФ).
Указанные разъяснения даны в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При этом необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности до 06 октября 1992 года.
Учитывая, что вышеназванные периоды отпуска по уходу за ребенком имели место до 06 октября 1992 года, суд первой инстанции правомерно, наряду с периодом осуществления трудовой деятельности в должности медицинской сестры (с 01 июля 1989 года по 21 октября 1993 года) включил их в специальный стаж.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно включил Гильметдиновой И.И. в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периоды ее работы в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета при колхозе им. Калинина с 01 июля 1989 года по 14 января 1990 года и с 02 августа 1993 года по 30 сентября 1993 года - день окончания действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года за N 1397.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд руководствовался нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства, которым выводы суда соответствуют, нарушений норм материального и процессуального права при разрешении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в принятом решении. Они сводятся к переоценке доказательств, имеющихся в материалах дела, оценка которых произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями процессуального законодательства, при этом оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает..
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сабинского районного суда Республики Татарстан от 14 декабря 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.