Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Э. Курмашевой,
судей А.М. Гильмутдинова, С.М. Тютчева,
при секретаре судебного заседания Д.Р. Джураеве,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи С.М. Тютчева гражданское дело по апелляционной жалобе представителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года, которым в удовлетворении иска Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан к В.В. Ахмедзяновой, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, снятии земельного участка с кадастрового учета, сносе самовольной постройки, отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан об отмене решения суда, возражений представителя В.В. Ахмедзяновой - Х.Р. Бегишева на апелляционную жалобу, заслушав в судебном заседании представителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан Д.С. Бурсакову в поддержку доводов апелляционной жалобы, Х.Р. Бегишева в поддержку законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан обратилось в суд с иском к В.В. Ахмедзяновой, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, снятии земельного участка с кадастрового учета, сносе самовольной постройки. В обоснование заявленных исковых требований указано, что Управлением Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан выявлен факт незаконного использования земель лесного фонда, расположенных на территории Тукаевского муниципального района, ГКУ "Елабужское лесничество" Татарстанское участковое лесничество, а именно квартал 117; квартал 119; квартал 118; квартал 116; квартал 114. Из письма прокуратуры Тукаевского района от 18 ноября 2013 года N 9894 Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом стало известно, что главой Тукаевского муниципального района Постановлением от 25 сентября 2006 года N 1133 Р.М. Кабировой предоставлен земельный участок площадью 3000 кв.м. с кадастровым номером ... , из категории земель: земли поселений, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес" в аренду сроком на сорок девять лет. Впоследствии постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны от 16 июня 2008 года N 1738 часть вышеуказанного земельного участка (площадью 751 кв.м) изъята у P.M. Кабировой в состав земель населенных пунктов. 7 октября 2008 года к договору аренды земельного участка от 16 октября 2006 года N186/06-н заключено дополнительное соглашение, в силу которого Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны предоставил P.M. Кабировой на условиях аренды земельный участок (кадастровый номер ... ), площадью 2249 кв.м, по адресу: "адрес" Затем по договорам о передаче прав и обязанностей по договору аренды спорный земельный участок первоначально был передан P.P. Назмутдинову, а впоследствии В.В. Ахмедзяновой и Б.Б. Наймушину. 11 апреля 2013 года за N 2426 Исполнительным комитетом муниципального района г. Набережные Челны Республики Татарстан вынесено постановление о разделе земельного участка, находящегося в аренде у В.В. Ахмедзяновой и Б.Б. Наймушина общей площадью 2249 кв.м. (кадастровый номер ... ), под жилую индивидуальную застройку, на два земельных участка: площадью 1245 кв.м. (кадастровый номер ... ) и площадью 1004 кв.м. (кадастровый номер ... ) и заключении договоров аренды земельных участков с В.В. Ахмедзяновой и Б.Б. Наймушиным по вышеуказанным земельным участкам. Несмотря на то, что на момент формирования спорного земельного участка границы земельного участка государственного лесного фонда не были установлены в соответствии требованиями действующего законодательства, органы местного самоуправления Тукаевского муниципального района Республики Татарстан не вправе были произвольно, без учета интересов Российской Федерации, распоряжаться землями лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации, в связи с чем сведения об участках, внесенные в государственный кадастр недвижимости на основании вышеуказанных постановлений, установление границ территорий Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и прочие действия в отношении спорных земельных участков является следствием предшествующих действий Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан по отнесению спорного земельного участка к землям, собственность на которые не разграничена. Наложение земельного участка с кадастровым номером ... подтверждается тем, что в соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ "Елабужское лесничество" от 1971,1981,1991,2001-х годов, предоставленный земельный участок входит в состав земельного участка лесного фонда с кадастровым номером ... , право собственности Российской Федерации на который зарегистрировано в установленном законом порядке. Для выявления самовольного захвата земельных участков лесного фонда и для дальнейшего принятия действий, направленных на защиту имущественных прав и законных интересов Российской Федерации было произведено межевание лесного участка с кадастровым номером ... В результате кадастровых работ было уточнено местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером ... , границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Местоположение уточненных границ земельного участка определено на основании материалов лесоустройства 2003 года. Площадь земельного участка в результате уточнения границ составила 285633 кв.м., что на 34367 кв.м. меньше площади по данным ГКН. Уменьшение площади связано с наложением земельного участка (в том числе) с кадастровым номером ... (с категорией "земли населенных пунктов") на земли государственного лесного фонда. Также факт вхождения спорного земельного участка в земли лесного фонда установлен решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65- 3282/2014 от 04 августа 2014 года, которым удовлетворено заявление Территориального управления и постановление главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 25 сентября 2006 года N1133 и постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны N1738, N2426 от 11 апреля 2013 года о предоставлении спорного земельного участка были признаны недействительными в связи с несоответствием земельному, лесному законодательствам Российской Федерации. В настоящее время незаконно предоставленный на основании признанного судом недействительным постановления лесной участок поставлен на кадастровый учет с указанием категории земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства с присвоением кадастрового номера ... (далее - Участок), на который зарегистрировано право собственности В.В. Ахмедзяновой, что нарушает права, имущественные интересы Российской Федерации, так как часть лесного земельного участка выбыла из владения собственника помимо его воли. По данным кадастрового паспорта по состоянию на 03 февраля 2016 года ответчиком на спорном земельном участке возведен жилой дом с кадастровым номером ... Порядок перевода указанных земель из земель лесного фонда в нелесные земли не соблюден. С учетом того, что жилой дом возведен ответчиком на землях лесного фонда вне соблюдения установленных разрешительных процедур, данный дом является самовольной постройкой и подлежит сносу в силу положений статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наличие возведенных на земельном участке лесного фонда объектов капитального строительства и иных объектов нарушает права собственника участка - Российской Федерации, так как не позволяет осуществлять правомочия по распоряжению этим участком в соответствии с лесным законодательством. Нахождение на лесном (земельном) участке объектов недвижимости является незаконным, так как противоречит целевому назначению участка. В настоящее время незаконно образованный земельный участок в установленном законом порядке не снят с кадастрового учета, то есть остается существующим с ошибочно присвоенной категорией земли населенных пунктов. На основании вышеизложенного Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом просило истребовать из чужого незаконного владения В.В. Ахмедзяновой земельный участок с кадастровым номером ... , обязать ее осуществить за свой счет снос всех строений, находящихся на указанном земельном участке в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в законную силу, и обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала в Республике Татарстан снять с кадастрового чета земельный участок с кадастровым номером ...
Представитель ответчика В.В. Ахмедзяновой иск не признал,
Представитель ответчика Федеральной кадастровой палаты Управления Росреестра по Республике Татарстан требования иска не признал.
Суд постановилрешение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представителем территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. При этом указывается на то, что суд не дал оценку заключению КФ ФГУП "Рослесинфорг" о наложении и пересечении границ лесного участка с границами земельного участка с кадастровым номером ... Судом не учтено то, что сведения о местоположении границ лесного участка имеются в лесоустроительной проектной документации, представленной в материалы дела и не утратившей юридическую силу. Отклонение данных доказательств суд первой инстанции не обосновал. Кроме того, суд первой инстанции не дал оценки тем обстоятельствам, что процедура согласования включения земель лесного фонда в границы населенных пунктов не была соблюдена. Представленное заключение эксперта ООО "Ликад" выполнено некомпетентным специалистом.
В возражениях представителем В.В. Ахмедзяновой - Х.Р. Бегишевым указывается на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, законность и обоснованность решения суда.
В суде апелляционной инстанции представитель территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан - Д.С. Бурсакова апелляционную жалобу поддержала по изложенным в нем доводам, настаивала на отмене решения суда по данному гражданскому делу.
Представитель В.В. Ахмедзяновой - Х.Р. Бегишев просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Представители Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, Государственного казенного учреждения "Елабужское лесничество", ФГБУ "ФКП Росреестра" в суд апелляционной инстанции не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Остальные участники процесса в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене, либо изменению решения суда по данному гражданскому делу не находит.
Из статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения в соответствии со статьёй 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, должно доказать своё право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания ...
Отказывая в удовлетворении исковых требований Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, суд первой инстанции исходил из недоказанности доводов истца о расположении спорного земельного участка на землях лесного фонда и, напротив, его нахождения в составе границ населенного пункта.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по данному делу, поскольку они соответствует установленным обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что на земельный участок, категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилищную застройку, площадью 1 245 кв.м., кадастровый номер ... , расположенный по адресу: "адрес", зарегистрировано обременение в виде права аренды В.В. Ахмедзяновой.
Основанием регистрации прав является договор аренды земельного участка от 24 мая 2013 года N 2555-АЗ.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, таковой расположен на землях населенных пунктов.
Право собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью 32 га, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту - ЕГРП) 14 марта 2012 г. на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
Лесному участку при регистрации права собственности в ЕГРП присвоен условный номер ... в соответствии с пунктами 6 и 16 Правил ведения ЕГРП, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 года N 219.
При рассмотрении и разрешении данного спора обстоятельством, подлежащим доказыванию, являлся факт расположения спорного земельного участка в границах лесного фонда.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий. Данной нормой земли в Российской Федерации по целевому назначению разделены на несколько категорий, в том числе на земли населённых пунктов и земли лесного фонда.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда, границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции до 1 октября 2015 г., лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).
Статьёй 91 Лесного кодекса Российской Федерации, разделом 10 Лесоустроительной инструкции, утверждённой Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. N 516, Приказом Рослесхоза от 15 февраля 2012 г. N 54 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра" регламентировано, что лесоустроительные планшеты, карты-схемы и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр.
Статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственный кадастровый учёт лесных участков осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Частью 1 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что сведения земельном участке, как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, а также категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, вносятся и содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади. При этом, необходимость определения (закрепления) местоположения границ лесных участков на местности и их описание в соответствии с земельным законодательством предусмотрена, согласно статьям 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации, положениями Лесоустроительной инструкции, утверждённой Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. N516. Данные государственного лесного реестра, основанные только на материалах лесоустройства (топографическая карта, фотопланшет, описание в лесном плане, карта-схема, таксационное описание и т.п.), не согласуются с системой ведения геодезической основы государственного кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и, соответственно, не могут быть в неё преобразованы без проведения кадастровых работ в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кадастровый учёт по единым правилам всех, и в том числе кадастровый учёт лесных участков, включая определение (закрепление) местоположения границ лесных участков на местности и их описание в соответствии с земельным законодательством, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешённые законодательством цели использования, а также надлежащую судебную защиту участников лесных и земельных правоотношений.
При таких данных суд первой инстанции обоснованно отклонил заключение ФГУП "Рослесинфорг" о наложении земельного участка с кадастровым номером ... на лесной участок с кадастровым номером ...
Сам по себе факт проведения лесоустройства или государственная регистрация права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка не являются безусловными доказательствами его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса.
Спорный земельный участок расположен в границах населённого пункта, которые в установленном порядке не оспорены.
При отсутствии доказательств того, что спорный земельный участок находится на землях лесного фонда, при этом наложение (пересечение) границ лесного участка и земель населенного пункта в Государственном кадастре недвижимости отсутствует, то при таких данных суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок является землями лесного фонда, являлись предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены им, с чем соглашается и судебная коллегия.
Доводы апелляционной жалобы о недопустимости использования в качестве доказательства по делу заключения ООО "Ликад" в связи с тем, что таковое является некомпетентным, являются несостоятельными. Экспертное заключение исследовано и оценено судом по правилам части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с иными представленными суду доказательствами. При этом несогласие заявителя жалобы с выводами эксперта не свидетельствует о недостоверности данного им заключения. Доводы о заинтересованности эксперта какими-либо доказательствами не подтверждены.
Указание в апелляционной жалобе о том, что суд не дал оценки заключению ФГБУ "Рослесинфорг" о наложении границ спорного участка на лесной участок, является несостоятельным, поскольку на ФГБУ "Рослесинфорг" законом не возложена функция осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся по существу к несогласию с выводами суда первой инстанции по данному делу и оценкой представленных суду доказательств, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права.
При таких данных, суд постановилпо данному делу законное и обоснованное решение.
С учетом вышеизложенного, апелляционная жалоба представителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.