Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р. Р.,
судей Фахрутдиновой Р. А. и Пичуговой О. В.,
при секретаре судебного заседания Низамовой Л. И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиПичуговой О. В. гражданское дело по апелляционной жалобе некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (далее - НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан") на решение Вахитовского районного суда города Казань Республики Татарстан от 22 ноября 2016 года, которым исковые требования Савчук Л. Н. к НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" о восстановлении в Реестре и понуждении заключить договор социальной ипотеки удовлетворены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" Зайнуллина Р. Ф., поддержавшего жалобу, и представителя Савчук Л. Н. Муллова А. И., возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Савчук Л. Н. обратилась в суд с иском к НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" о восстановлении в Реестре и понуждении заключить договор социальной ипотеки.
В обоснование своих требований истица указала, что распоряжением главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования город Казань (далее - ИКМО город Казань) N ... от 13 августа 2012 года, изданным в соответствии с решением Жилищной комиссии Вахитовского и Приволжского районов города Казань N ... от 07 августа 2012 года, она была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе социальной ипотеки по квоте для работников бюджетной сферы. Поскольку истица не была извещена о включении ее в Реестр ответчика и о необходимости в течение 90 дней заключить договор социальной ипотеки, 22 сентября 2015 года она сама обратилась к ответчику, который уведомил ее об исключении из Реестра в связи с неисполнением обязанности по заключению договора в течение 90 дней. Сотрудник ответчика сообщил истице о том, что в ее адрес были направлены два письма: в августе 2014 года - извещение о включении в Реестр и о необходимости явиться для заключения договора социальной ипотеки, в марте 2015 года - об исключении из Реестра по изложенному выше основанию. Истица указанные письма не получала и не знала о том, что включена в Реестр и должна заключить договор в течение определенного срока, в связи с чем просила возложить на ответчика обязанность восстановить ее и членов ее семьи в Реестре и заключить договор социальной ипотеки.
При рассмотрении дела судом первой инстанции истица участия в судебном разбирательстве не принимала, ее представитель Муллов А. И. иск поддержал.
Представитель ответчика Юсупова Г. Г. возражала против удовлетворения иска.
Суд иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда полностью и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В жалобе указано, что 13 августа 2012 года было зарегистрировано учетное дело истицы N ... 22 июля 2014 года на основании распоряжения N ... семья истицы была включена в Реестр ответчика, о чем 21 августа 2014 года ей было направлено уведомление, в котором указывалось на необходимость явиться к ответчику в течение 90 дней для заключения договора социальной ипотеки. Конверт с уведомлением вернулся ответчику с отметкой об истечении срока хранения корреспонденции. Таким образом, ответчик надлежащим образом исполнил свою обязанность по направлению уведомления, вопреки утверждению суда, содержащемуся в решении, и в данном случае важен сам факт направления уведомления. Неявка адресата за получением письма не свидетельствует о неисполнении своей обязанности ответчиком. Несмотря на то, что конверт с уведомлением вернулся от истицы ответчику 24 сентября 2014 года, из Реестра ее семья была исключена лишь 03 апреля 2015 года, то есть по истечении более шести месяцев. Уведомление об исключении семьи истицы из Реестра также вернулось к ответчику с отметкой об истечении срока хранения корреспонденции. Истица не проявила заинтересованность в заключении договора социальной ипотеки, при этом она не лишена права повторно встать на учет с целью улучшения жилищных условий по соответствующей программе.
Представитель НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Истица Савчук Л. Н. в судебное заседание не явилась, ее представитель Муллов А. И. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Судебная коллегия, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Закона Республики Татарстан "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" основные требования, предъявляемые к государственной поддержке развития жилищного строительства в системе социальной ипотеки, включают в себя принятие соответствующими органами правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки ...
В Правилах и порядке постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 190 от 15 апреля 2005 года закреплено следующее:
"9. Рассмотрение заявлений Заявителей для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется общественными жилищными комиссиями.
11. Копию распоряжения руководителя органа местного самоуправления или копию приказа руководителя организации о регистрации учетного дела, утвержденную карточку учета семьи по установленной форме с приложением двух экземпляров анкеты Заявителя органы местного самоуправления, организации направляют в специализированную организацию (Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан).
13. На основании списков семей работников бюджетной сферы специализированная организация (некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") формирует Предварительный список семей для включения в Реестр специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан").
Предварительный список семей формируется в разрезе муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан по дате принятия распоряжения органами местного самоуправления или приказа организациями в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан.
14. На основании списков семей работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, специализированная организация (некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") принимает решение о включении их в Реестр специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") при условии наличия у организации, участвующей в финансировании социальной ипотеки, соответствующей квоты.
17. Право на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в соответствии с Законом Республики Татарстан "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" возникает с момента включения семей в Реестр специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан"), о чем специализированная организация (некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") письменно извещает органы местного самоуправления, организации и заявителей в 10-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях.
18. Право состоять в Реестре специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") сохраняется за Заявителем до выбора семьей отдельной квартиры, за исключением случаев:
незаключения Заявителем договора социальной ипотеки в 90-дневный срок со дня получения уведомления о включении в Реестр специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") ...
Исключение из Реестра специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") осуществляется решением специализированной организации с обязательным письменным извещением органа местного самоуправления, организации и Заявителя с указанием причины исключения в 10-дневный срок со дня принятия решения".
Судом установлено, что распоряжением главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИКМО город Казань N ... от 13 августа 2012 года, изданным в соответствии с решением Жилищной комиссии Вахитовского и Приволжского районов города Казань N ... от 07 августа 2012 года, истица была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе социальной ипотеки по квоте для работников бюджетной сферы. 13 августа 2012 года было зарегистрировано учетное дело истицы N ...
22 сентября 2015 года истица в устной форме обратилась за разъяснениями по вопросу заключения договора социальной ипотеки к ответчику, от сотрудника которого ей стало известно, что она уже исключена из Реестра в связи с неисполнением обязанности по заключению договора в течение 90 дней с даты включения ее семьи в Реестр ответчика. Сотрудник также сообщил истице о том, что в ее адрес были направлены два письма: в августе 2014 года - извещение о включении в Реестр и о необходимости явиться для заключения договора социальной ипотеки, в марте 2015 года - об исключении из Реестра по изложенному выше основанию. Истица письма ответчика не получала, и этот факт ответной стороной не опровергался.
В обоснование факта исполнения своей обязанности по извещению гражданина о включении в Реестр и о необходимости явиться в течение определенного срока для заключения договора социальной ипотеки ответчиком были представлены конверт, в котором якобы в адрес истицы направлялось соответствующее письмо, и уведомление о вручении корреспонденции (листы дела 52 и 53). Однако имеющаяся в материалах дела копия уведомления содержит лишь сведения о том, по какому адресу оно должно быть возвращено, оборотная сторона уведомления, на которой указывается адрес получателя письма, отсутствует, в суд апелляционной инстанции также представлена не была. На копии титульной стороны почтового конверта сведения об адресате не указаны, конверт имеет прозрачное окно и предполагает написание адреса получателя в самом письме. Аналогичные документы, оформленные таким же образом, содержатся в материалах дела на листах 49 и 50. Они были представлены ответчиком для подтверждения факта исполнения им обязанности по извещению истицы об исключении ее семьи из Реестра. Сделать однозначный вывод о том, что уведомления были направлены именно истице и по верному адресу, из приложенных копий конвертов и уведомлений нельзя.
На основании оценки представленных ответчиком документов суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истица не была надлежащим образом извещена о включении ее семьи в Реестр, о необходимости явки в течение 90 дней к ответчику для заключения договора социальной ипотеки и об исключении из Реестра. Ненадлежащее уведомление истицы привело к нарушению ее права на участие в программе социальной ипотеки по квоте для работников бюджетной сферы. Ответчик вопреки требованиям части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) не представил объективных и допустимых доказательств в обоснование исполнения им обязанности по извещению гражданина - участника программы социальной ипотеки о наступлении юридически значимого события, с которым непосредственно связана реализация им своих прав на получение жилья. Копии лицевых сторон конвертов и уведомлений, которые имеются в материалах дела и были описаны в определении выше, к таким доказательствам отнести нельзя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик в целях реализации истицей своих прав продолжительное время не исключал ее из Реестра, дав возможность заключить договор социальной ипотеки, правового значения не имеют, поскольку истице вообще не было известно о включении ее в Реестр и возникновении обязанности заключить договор социальной ипотеки. В силу этого обстоятельства проявить какую-либо заинтересованность истица объективно не могла.
Суд апелляционной инстанции полагает, что не имеет значения и не может повлиять на его выводы довод жалобы о возможности включения семьи истицы в Реестр только в случае прогнозируемого строительства жилья на выделенных ответчику под застройку земельных участках, обеспеченных магистральным и внутриквартальными сетями. Факт нарушения прав истицы ответчиком и отсутствие ее виновного поведения, которое привело к этому нарушению, установлены судом, нарушенное право подлежит восстановлению.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казань Республики Татарстан от 22 ноября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при президенте Республики Татарстан" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.