Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Мочаловой Ю.Р., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сайдашевой Э.Р. дело по апелляционной жалобе военного комиссара Центрального и Автозаводского районов города Набережные Челны Республики Татарстан Ильясова Р.Ф. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17 ноября 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления отдела военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны к призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан об оспаривании решения отказать,
УСТАНОВИЛА:
административный истец обратился в суд к призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан с административным исковым заявлением об оспаривании решения.
В обоснование заявленных требований указано, что Романов В.А. при первоначальной постановке на воинский учет был направлен на медицинское обследование, которое прошел не в полном объеме.
Решением призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 22 июня 2016 года направлен на дополнительное медицинское обследование.
Решением призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 6 июля 2016 года рекомендовано начальнику отдела военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны выдать Романову В.А. военный билет установленным порядком и зачислить в запас.
Просит признать указанное решение призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан незаконным и отменить его.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе военный комиссар Центрального и Автозаводского районов города Набережные Челны Республики Татарстан Ильясова Р.Ф. выражает несогласие с решение суда. Указывает о том, что Романов В.А. состоял на воинском учете с 27 июня 2005 года. В периоды проведения призыва на военную службу Романов В.А. неоднократно был приглашен в военный комиссариат на медицинское освидетельствование для определения степени годности к военной службе, но медицинское освидетельствование в полном объеме не завершал, в связи с чем итоговое решение не вынесено. Приводя нормы Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", положение о призыве на воинскую службу граждан в Российской Федерации полагает решение призывной комиссии незаконным. По приведенным основаниям просит решение суда отменить.
Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы были надлежаще извещены, не явились, от Романова В.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В пунктах 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке указаны несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. (пункты 1,3 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 28 Закона принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.
Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что оснований для признания незаконным решения административного ответчика от 6 июля 2016 года N17/У/12/236 не имеется, поскольку оно было вынесено уполномоченным органом в рамках полномочий, предоставленных законодательством в области воинской обязанности и военной службы, что подтверждается фактическими обстоятельствами дела. Сведений о создании призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны РТ с нарушением закона либо отсутствии у членов призывной комиссии права на участие в комиссии и дачу заключения о состоянии здоровья призывника и категории годности его к прохождению военной службы суду не представлено. Кворум членов призывной комиссии соблюдён.
Субъективные права и законные интересы административного истца оспариваемым решением административного ответчика нарушены не были.
Так, частью 1.1 статьи 28 Закона определено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В соответствии с пунктом 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Вышеуказанные нормы при вынесении решения суд первой инстанции не принял во внимание.
Романов В.А. состоял на воинском учете с 27 июня 2005 года.
При первоначальной постановке на воинский учет направлялся на медицинское обследование, однако освидетельствование в полном объеме не завершено.
При призыве на воинскую службу осенью 2012 года прибыл в военный комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования, но оно также в полном объеме не завершено.
По достижении 27 летнего возраста решением призывной комиссии муниципального образования города Набережные Челны от 22 июня 2016 года протокол N 16/9/25/236 направлен на дополнительное медицинское обследование.
6 июля 2016 года решением призывной комиссии муниципального образования города Набережные Челны протокол N 17/У/12/236 рекомендовано военному комиссару Центрального и Автозаводского районов города Набережные Челны Республики Татарстан выдать военный билет установленным порядком и зачислить в запас.
Поскольку в периоды проведения призыва на военную службу Романов В.А. неоднократно приглашался в военный комиссариат на медицинское освидетельствование для определения степени годности к военной службе, но медицинское освидетельствование в полном объеме им не завершено в результате чего не было вынесено итоговое решение, судебная коллегия полагает что решение призывной комиссии нельзя признать законным.
Романов В.А. состоял на воинском учете, не имея законных оснований, военную службу не прошел. В связи с этим решение призывной комиссии о рекомендации начальнику отдела выдать военный билет установленным порядком и зачислить в запас, является незаконным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решения суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17 ноября 2016 года по данному делу отменить и принять новое решение, которым административный иск отдела военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии отдела военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны в отношении Романова ФИО8 от 6 июля 2016 года N 17/У/12/236.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.