Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,
судей Мочаловой Ю.Р., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Саитгараевой Р.А. административное дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Татарстан на решение Вахитовского районного суда города Казани от 02 сентября 2016 года, которым постановленопризнать незаконным отказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан в обеспечении лекарственным препаратом " "данные изъяты") по жизненным показаниям Шавалеевой И.Р. и обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан по жизненным показаниям бесплатно организовать обеспечение Шавалеевой И.Р. лекарственным препаратом " "данные изъяты") в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены данного препарата лечащим врачом; в административном иске к Министерству финансов Республики Татарстан отказано.
Дополнительным решением этого суда от 07.12.2016 года Шавалеевой И.Р. отказано в удовлетворении административного иска в части признания незаконным отказа в обеспечении лекарственным препаратом "данные изъяты").
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан - Стрюковой Т.А. в поддержку доводов апелляционной жалобы, представителя Шавалеевой И.Р. - Ахмадуллина Ф.Р., возражавшего против ее удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шавалеева И.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа Министерства здравоохранения Республики Татарстан в льготном обеспечении лекарственными препаратами и возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами "данные изъяты") и " "данные изъяты").
В обоснование требований указала, что является инвалидом 2 группы. ФГБУ "Российский кардиологический научно-производственный комплекс" Министерства здравоохранения Российской Федерации ей был поставлен диагноз: "данные изъяты", и ей назначен постоянный прием указанных лекарственных препаратов.
Прием препарата Мацитентан по жизненным показаниям ей рекомендован и врачебной комиссией.
В июне 2016 года она обратилась в Министерство здравоохранения Республики Татарстан с просьбой обеспечить ее данными препаратами, однако получила отказ, мотивированный тем, что препарат Мацитентан не поименован в перечне лекарственных препаратов для льготных категорий граждан.
Считает такой отказ незаконным, поскольку указанный препарат назначен ей по жизненным показаниям врачебной комиссией.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований частично в изложенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Татарстан просит об отмене решения суда в части удовлетворения административного иска, ссылаясь на то обстоятельство, что Шавалеева И.Р. является инвалидом, лекарственное обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. Такие расходы не предусмотрены в бюджете Республики Татарстан, и Министерство здравоохранения не вправе принимать решения, приводящие к увеличению расходов, не предусмотренных Законом о бюджете Республики Татарстан.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Министерства здравоохранения Республики Татарстан - Стрюкова Т.А. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Представитель Шавалеевой И.Р. - Ахмадуллин Ф.Р. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) государственного органа, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Шавалеева И.Р. является инвалидом 2 группы. В июне 2016 года ФГБУ " "данные изъяты"" Министерства здравоохранения Российской Федерации ей был поставлен диагноз: "данные изъяты", и ей назначен постоянный прием лекарственных препаратов "данные изъяты" и "данные изъяты".
Как следует из протокола N ... заседания врачебной комиссии НИИ кардиологии им. А.Л. Мясникова ФГБУ "РКНПК" Минздрава России от "дата", принято решение по жизненным показаниям рекомендовать Шавалеевой И.Р. прием не входящего в перечень жизненноважных и в соответствующий стандарт медицинской помощи препарата Мацитентан в дозе 10 мг 1 раз в сутки, который замене не подлежит (л.д.11-13).
В июне 2016 года Шавалеева И.Р. обратилась в Министерство здравоохранения Республики Татарстан с просьбой обеспечить ее препаратом "данные изъяты"), однако получила отказ.
Разрешая данный административный спор и признавая отказ государственного органа незаконным, а также возлагая на него обязанность по обеспечению административного истца лекарственным препаратом "данные изъяты"), суд исходил из того, что Шавалеева И.Р. лишена возможности использовать предоставленное ей статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку они основаны на положениях закона и материалах дела.
Так, согласно ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона (куда включены и инвалиды), набора социальных услуг включается социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
То есть, в этой норме законодатель установилвозможность льготного обеспечения лекарственными препаратами при выполнении двух условий: соответствия лекарственного препарата стандарту медицинской помощи и наличия выписанного на него рецепта.
Также частью 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В силу статьи 37 данного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.
Стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Таким образом, стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи при том или ином заболевании. В случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов чем те, которые включены в стандарт.
Согласно пункту 3 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N1175н, при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2012 N1446н утвержден стандарт первичной медико-санитарной помощи при заболевании легочной артериальной гипертензией, в который указанный препарат не входит, в связи с чем назначение и применение бесплатных лекарственных препаратов возможно по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, созданной в соответствии со статьей 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Необходимость приема лекарственного препарата Мацитентан Шавалеевой И.Р. признана, как указывалось выше, врачебной комиссией, созданной в установленном законом порядке.
При таком положении суд имел основания для удовлетворения административного иска в данной части.
Доводы представителя административного ответчика о том, что Шавалеева И.Р. является инвалидом, лекарственное обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета; такие расходы не предусмотрены в бюджете Республики Татарстан, и Министерство здравоохранения республики не вправе принимать решения, приводящие к увеличению расходов, не предусмотренных Законом о бюджете Республики Татарстан, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку согласно п.п.1, 2 ч.1 ст. 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья;
разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Таким образом, решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 02 сентября 2016 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.