Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу заместителя начальника Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан А.И. Исмагилова на вступившее в законную силу решение судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2016 года, вынесенное в отношении Р.Т. Хусаинова по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 по Лаишевскому судебному району Республики Татарстан от 11 октября 2016 года "данные изъяты" (далее по тексту - Габишевское СП) Р.Т. Хусаинов привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2016 года указанное постановление мирового судьи отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях Р.Т. Хусаинова состава административного правонарушения.
В жалобе А.И. Исмагилов, не соглашаясь с произведенной судьёй оценкой доказательств, просит решение судьи районного суда, вынесенное в отношении Р.Т. Хусаинова, отменить, постановление мирового судьи оставить без изменения.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу.
Административная ответственность по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий содержатся в СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Из материалов дела усматривается, что 25 мая 2016 года в ходе экологического мониторинга санитарно-экологического состояния территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан выявлен несанкционированный сброс отходов из жилищ у контейнерной площадки напротив дома N 39 по улице Проспект Молодёжный села Габишево на площади 15 м? в объеме 20 м?.
Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении: протоколом об административном правонарушении от 28.07.2016 N ... (л.д.4); актом экологического обследования состояния территории от 20.07.2016 N ... и фотоматериалами к нему (л.д.9-14), полученными в установленном законом порядке, в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценены в совокупности согласно требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Совета Габишевского СП от 17.09.2015 N 1 Р.Т. Хусаинов избран "данные изъяты" Габишевского СП.
На основании пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Федеральный закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросом местного значения сельского поселения является участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, в случае закрепления за поселением этих полномочий Законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставами муниципального района и сельского поселения.
Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 15 Закона Республики Татарстан "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" от 28.07.2004 N 45-ЗРТ к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Исходя из статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Из системного толкования приведенных выше норм следует, что возложенная законом обязанность участия в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов не предусматривает ответственности сельского поселения за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
Кроме того из приобщённых к материалам дела документов (л.д.52-57) усматривается, что деятельность по обращению с отходами осуществляет ООО " "данные изъяты"".
При этом как следует из заключенных указанным Обществом договоров, деятельность по сбору отходов осуществляет ООО " "данные изъяты"", деятельность по транспортированию отходов - ООО " "данные изъяты"".
Таким образом, глава Габишевского СП Р.Т. Хусаинов, не является субъектом вменённого ему административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах судья районного суда обоснованно прекратил в отношении него производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Исходя из указанного, жалоба должностного лица удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2016 года, вынесенное в отношении Р.Т. Хусаинова по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан А.И. Исмагилова - без удовлетворения.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан /подпись/ Р.Ф. Гафаров
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.