Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 28 февраля 2017 г. по делу N 33а-104/2017
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - МЕНЬШИКОВА В.А.
и судей - АГАПОВА А.А.
- МАРТЫНЕНКО Ю.А.,
при секретаре Помниковой Л.А., рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика на решение Белогорского гарнизонного военного суда от 28 ноября 2016 года по административному делу военнослужащего "данные изъяты" Ермоленко И.В. об оспаривании решения начальника N отдела Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Мартыненко Ю.А., объяснения представителя административного ответчика Орловой А.Н. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда административное исковое заявление Ермоленко было удовлетворено.
Суд первой инстанции признал незаконным решение начальника N отдела Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ о снятии административного истца с учета нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, на основании п. 6 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с решением на названное должностное лицо возложена обязанность восстановить Ермоленко на указанном учете.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФИО7 высказывает несогласие с принятым по делу судебным постановлением, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Ермоленко.
В обоснование своей просьбы автор жалобы указывает, что вывод суда о том, что истец вправе претендовать на получение жилого помещения в порядке ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", основан на неправильном толковании указанной правовой нормы. Суд первой инстанции признал установленным, что Ермоленко, заключивший первый контракт до ДД.ММ.ГГГГ, в период прохождения военной службы в "данные изъяты" году был обеспечен Министерством обороны РФ жилым помещением по установленным нормам на состав семьи из "данные изъяты" человек (двухкомнатной квартирой общей площадью "данные изъяты" кв. м в "данные изъяты"). После расторжения брака в "данные изъяты" году Ермоленко снялся с регистрационного учета в указанной квартире, оставив ее бывшим членам семьи, которыми она была приватизирована и в последующем продана. Данное обстоятельство, выявленное при дополнительной проверке документов, на основании которых Ермоленко с членами его новой семьи ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту военной службы, послужило основанием для снятия его с указанного учета оспариваемым истцом решением от ДД.ММ.ГГГГ. Признавая это решение незаконным, суд первой инстанции не учел, что Министерство обороны РФ уже выполнило свои обязательства перед Ермоленко по обеспечению его жилым помещением для постоянного проживания по установленным нормам, которое он лишен возможности сдать военному ведомству.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Исходя из установленных судом первой инстанции обстоятельств следует признать, что Ермоленко, оставив полученную от Министерства обороны РФ квартиру бывшим члена семьи, фактически претендует на повторное обеспечение жильем от указанного органа федеральной власти.
Это обстоятельство имеет существенное значение для правильного разрешения дела.
Согласно абзацу третьему п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
При этом в силу п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями по избранному месту жительства они обязаны представить документы о сдаче жилых помещений федеральному органу власти, в которых предусмотрена военная служба, и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Из изложенного следует, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счёт федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений для постоянного проживания в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении в запас или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильём по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставляя военнослужащим определенной в указанных нормах категории гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон "О статусе военнослужащих" возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
Исключений из данного правила для военнослужащих, обеспеченных жильём для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.
В случае невозможности сдачи жилого помещения, полученного (приобретенного) в порядке реализации статуса военнослужащего, повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учётом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Поскольку данные условия Ермоленко, обеспеченного в период военной службы жилым помещением для постоянного проживания в "данные изъяты" в размере, превышающем установленную учетную норму в указанном населенном пункте, не выполнены, законных оснований для принятия его на жилищный учёт в целях повторного обеспечения его жилым помещением от федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, не имелось.
Что касается постановки Ермоленко вопроса о признании нуждающимися в жилом помещении членов новой семьи, то правовой статус членов семьи военнослужащего производен от правового статуса самого военнослужащего, и они, в случае отсутствия у военнослужащего необходимых правовых оснований для получения жилья в рамках Федерального закона "О статусе военнослужащих", не ограничены в возможности быть обеспеченными жильём в общем порядке согласно нормам ЖК РФ.
Таким образом, на момент обращения в жилищный орган с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, Ермоленко являлся обеспеченным жилым помещением по установленным нормам, что свидетельствует об отсутствии у него оснований для получения жилья в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
С учетом изложенного вывод гарнизонного военного суда о незаконности оспоренного Ермоленко решения жилищного органа о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, судебная коллегия признает необоснованным, в связи с чем полагает необходимым, отменив обжалуемое решение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Ермоленко.
Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 310, ч. 2, п. 4, и 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белогорского гарнизонного военного суда от 28 ноября 2016 года по административному делу Ермоленко И.В. об оспаривании решения начальника N отдела Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Ермоленко И.В.
Согласовано
Судья Ю.А. Мартыненко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.