Судья Верховного Суда Республики Крым Павловский Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора частного учреждения "Санаторий "Узбекистан" Юсупалиева У.К. на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 января 2017 года которым рассмотрена жалоба на постановление заведующего отделом надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Устинченко А.В. от 20 октября 2016 года N 64-02-35/2016-1-8770-5/1 о назначении административного наказания, в отношении
Частного учреждения "Санаторий "Узбекистан", ОГРН 1159102057212, ИНН 9103067758, КПП 910301001, зарегистрированного по адресу: "адрес",
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заведующего отделом надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Устинченко А.В. от 20 октября 2016 года N 64-02-35/2016-1-8770-5/1 о назначении административного наказания ЧУ "Санаторий "Узбекистан" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, директор ЧУ "Санаторий "Узбекистан" обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с жалобой на указанное постановление.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 января 2017 года постановление заведующего отделом надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Устинченко А.В. от 20 октября 2016 года N 64-02-35/2016-1-8770-5/1 о назначении административного наказания изменено. Из постановления исключено "обвинение юридического лица в части допуска работников К., В., С. к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда. Наказание назначено в виде штрафа в размере 55000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменений, а жалоба без удовлетворения.
Директор ЧУ "Санаторий "Узбекистан" Юсупалиев У.К., не согласившись с вынесенным постановлением и решением судьи обратился с жалобой, в которой просит решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 января 2017 года и постановление заведующего отделом надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Устинченко А.В. от 20 октября 2016 года N 64-02-35/2016-1-8770-5/1 о назначении административного наказания отменить, а производство по делу прекратить. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что истек срок давности привлечения к административной ответственности.
Представитель ЧУ "Санаторий "Узбекистан" Зенков А.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, заслушав представителя юридического лица, прихожу к следующему.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Постановлением заведующего отделом надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Устинченко А.В. от 20 октября 2016 года N 64-02-35/2016-1-8770-5/1 о назначении административного наказания ЧУ "Санаторий "Узбекистан" признано виновным в совершении административного правонарушения при следующих обстоятельствах.
В ходе осуществления надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, на основании извещения о смерти на производстве, произошедшего 27.09.2016 с техником по эксплуатации канализационной насосной станции Т., проведенного в период с 06.10.2016 по 12.10.2016 в ЧУ "Санаторий "Узбекистан" было установлено нарушение юридическим лицом трудового законодательства.
А именно: в нарушении ст. 212, 225 ТК РФ, п. 2.2.1, 2.2.2 "Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций", утвержденного постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 - в установленный месячный срок не проведено обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, так как на момент проведения проверки 10.10.2016 протоколы заседания комиссий по проверки знаний требований охраны труда работников предоставлены не были по причине не проведения обучения.
На момент составления протокола об административном правонарушении 12.10.2016 директором было указано, что протоколы находятся на руках у инженера по охране труда и противопожарной безопасности ЧУ "Санаторий "Узбекистан" и предоставлены не были для подтверждения их наличия.
20.10.2106 были предоставлены протоколы N 01 от 26.05.2015, N 02 от 29.05.2015, N 3 от 04.06.2015, N 4 от 17.05.2016, N 05 от 25.05.2016, N 06 от 30.05.2016, согласно которых проверка знаний проводилась у работников по программе обучения по охране труда персонала в объеме 20 часов.
Так, рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий К. был принят на работу 08.04.2014, а первичную проверку знаний прошел только 26.05.2015.
Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий С. был принят на работу 04.06.2015, а первичную проверку знаний прошел только 30.05.2015.
Уборщик по территории Г. была принята на работу 26.05.2015, а первичную проверку знаний прошла только 30.05.2016.
Согласно протокола N 01 от 26.05.2015 заместитель директора по АХЧ В. прошел первичную проверку знаний, а принят на работу 06.07.2010.
Согласно протокола N 3 от 04.06.2015, начальник технического надзора С. прошел первичную проверку знаний, а принят на работу 01.12.2013, однако данная категория работников должна проходить обучение согласно п. 2.3.2 указанного выше порядка, в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда. Поскольку В. не прошел соответствующее обучение, а согласно протоколам проверки знаний от 22.01.2016, у персонала КНС и электротехнического персонала он является председателем комиссии, то данная комиссия является не правомочной. Соответственно данные работники не прошли проверку знаний.
Судья первой инстанции, исключая обвинение юридического лица в части допуска К., В., С. к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, указал на то, что срок давности привлечения к административно ответственности по факту непроведения обучения К. истек на момент вынесения оспариваемого постановления, а в отношении работников В. и С. такие нарушения не вменялись.
Частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан в том числе обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст.372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Согласно требований ст. 225 ТК РФ, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29.
Пунктом 2.2.1 данного Порядка предусмотрено, что работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.
Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы (п. 2.2.2 указанного Порядка).
Податель жалобы ссылается на то, что на момент вынесения оспариваемого постановления истек срок давности привлечения ЧУ "Санаторий "Узбекистан" к административной ответственности.
Как указано выше, обязанность по проведению обучения работников установлена Порядком обучения и проверки знаний требований охраны труда утвержденным постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29.
Согласно п. 2.2.1, 2.2.2 Порядка, указанная обязанность должна быть осуществлена в течении месяца с момента принятия работника на работу.
Согласно п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005г.N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Учитывая, что в данном случае нормативным актом установлен определенный срок исполнения обязанности по обучению работников - месяц с момента принятия работника на работу, то срок давности начинает течь с момента истечения указанного срока.
Применительно к данным обстоятельствам, постановление должностного лица было вынесено за пределами срока давности привлечения ЧУ "Санаторий "Узбекистан" к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Согласно пункту6 части1 статьи24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с изложенным и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 января 2017 года и постановление заведующего отделом надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Устинченко А.В. от 20 октября 2016 года N 64-02-35/2016-1-8770-5/1 о назначении административного наказания отменить.
Производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении частного учреждения "Санаторий "Узбекистан" прекратить на основании пункта6 части1 статьи24.5 КоАП РФ.
Судья Верховного Суда
Республики Крым подпись
Е.Г.Павловский
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.