Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Воробьевой С.А.
судей
Хожаиновой О.В.
Терентьевой Н.А.
при секретаре
Кочетковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Ганзенко И.И. - Хавченко В.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08 декабря 2016 года по делу N 2а-4890/2016 по административному исковому заявлению Ганзенко И.И. к Крымской таможне о признании незаконным требования об уплате таможенных платежей и его отмене.
Заслушав доклад судьи Хожаиновой О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения явившихся лиц, судебная коллегия
установила:
Ганзенко И.И., посредством своего защитника, обратился в Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением к Крымской таможне о признании незаконным требования Крымской таможни об уплате таможенных платежей N от 16 сентября 2016 года и его отмене.
Требования мотивированы тем, что 20 апреля 2016 года административным истцом, как гражданином Украины, по доверенности от ФИО1, при въезде в Российскую Федерацию было задекларировано транспортное средство - автомобиль марки "данные изъяты", 2008 года выпуска, номер кузова VIN N, государственный регистрационный знак N, что подтверждается пассажирской таможенной декларацией N от 20 апреля 2016 года. Срок временного ввоза указанного транспортного средства был установлен до 20 апреля 2017 года. 06 июля 2016 года ФИО1, реализуя свое право собственности на указанное транспортное средство в порядке ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, по своей инициативе, не согласовывая с Ганзенко И.И., находящегося в этот период на лечении, намеревалась вывезти транспортное средство с территории Российской Федерации. 05 октября 2016 года Ганзенко И.И. было вручено определение N от 07 июля 2016 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в этот же день Ганзенко И.И. был признан виновным в совершении вмененного правонарушения постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым. Также административному истцу 05 октября 2016 года было предъявлено требование об уплате таможенных платежей N от 16 сентября 2016 года, согласно которому он обязан оплатить таможенные пошлины в размере 884281,89 руб. и пени в сумме 22283,90 руб., в связи с передачей права пользования и (или) распоряжения без разрешения таможенного органа временно ввезенного транспортного средства для личного пользования - легкового автомобиля марки "данные изъяты", 2008 года выпуска, номер кузова N, государственный регистрационный знак N, и невыполнением обязанности по уплате в установленный срок причитающихся сумм таможенных платежей. Указанное требование административный истец считает незаконным, нарушающим его права, поскольку факта передачи транспортного средства не было, а был факт самовольного завладения ФИО1 указанным транспортным средством, в порядке ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, и самовольного пересечения последней таможенной границы.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08 декабря 2016 года Ганзенко И.И отказано в удовлетворении требований административного искового заявления.
Не согласившись с постановленным решением, административный истец Ганзенко И.И., посредством своего представителя Харченко В.А., подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение, которым требования, изложенные в административном исковом заявлении, удовлетворить в полном объеме. Считает, что решение постановленос нарушением норм материального и процессуального права, неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Ганзенко И.И., извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания не явился, обеспечил явку своего представителя.
Представитель административного истца Гаджи Н.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Крымской таможни Ивлев П.П. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, свою позицию изложил в письменных объяснениях.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что гражданином Украины Ганзенко И.И. было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство - автомобиль марки "данные изъяты", 2008 года выпуска, номер кузова N, государственный регистрационный знак N, что подтверждается пассажирской таможенной декларацией N от 20 апреля 2016 года.
МАПП "Армянск" Красноперекопским таможенным постом Крымской таможни срок временного ввоза автомобиля марки "данные изъяты", 2008 года выпуска, номер кузова N, государственный регистрационный знак N был установлен до 20 апреля 2017 года.
Из материалов дела следует, что постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05 октября 2016 года Ганзенко И.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за передачу права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2500,00 руб., без конфискации предмета административного правонарушения. Указанное постановление вступило в законную силу 17 января 2017 года согласно решению судьи Верховного Суда Республики Крым по делу N 12-15/2017.
Административному истцу было предъявлено требование об уплате таможенных платежей N от 16 сентября 2016 года, выставленное в связи с в связи с передачей права пользования и (или) распоряжения без разрешения таможенного органа временно ввезенного транспортного средства для личного пользования - легкового автомобиля марки "данные изъяты", 2008 года выпуска, номер кузова N, государственный регистрационный знак N, и невыполнением обязанности по уплате в установленный срок причитающихся сумм таможенных платежей. Причитающиеся к уплате таможенные платежи административным истцом не оплачены.
Порядок ввоза физическими лицами на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств (автомобилей) для личного пользования определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее Соглашение), Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Транспортные средства для личного пользования, согласно ст. 11 Соглашения, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом - на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год, могут использоваться на таможенной территории таможенного союза физическими лицами, осуществляющими их ввоз.
До истечения срока временного ввоза транспортные средства, подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза.
Физическое лицо освобождается от обязанности декларирования транспортных средств, предусмотренной частью первой пункта третьего статьи 11 Соглашения, если в отношении указанных транспортных средств наступили обстоятельства, предусмотренные подпунктами 5) и 6) пункта 1 статьи 5 приведенного Соглашения, до истечения срока временного ввоза таких транспортных средств, и таможенному органу предоставлены доказательства наступления таких обстоятельств.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, согласно п. 5 ст. 14 Соглашения, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, перемещаются (помимо иных оснований) прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с ч. 3 ст. 317 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с гл. 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и международными договорами государств - членов Таможенного союза о перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами.
В силу положений п. 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
По смыслу закона, данная обязанность не является видом юридической ответственности за таможенное правонарушение, имеет публично-правовой характер, возникает в силу самого факта перемещения товара через таможенную границу.
Согласно пункту 1 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10 - 12 раздела IV приложения 5 к настоящему Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение, если иные единые ставки не установлены в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза. Выпуск таких транспортных средств в свободное обращение осуществляется в том таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, которому передаются права пользования и (или) распоряжения; для вывоза транспортных средств за пределы указанной территории с разрешения таможенного органа в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине смерти, тяжелой болезни физического лица, осуществившего ввоз, или иной объективной причине.
В силу пунктов 4, 6, 7 ст.14 названного Соглашения, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у: декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения; лица, которому транспортное средство передано для осуществления его вывоза в порядке, установленном пунктом 2 статьи 11 настоящего Соглашения, - со дня выдачи таможенным органом разрешения на такую передачу. Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается: при передаче временно ввезенных транспортных средств другим лицам без разрешения таможенного органа - день передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения.
Ввозные таможенные пошлины, налоги в случаях, установленных пунктом 6 приведенной статьи, подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории таможенного союза.
Правила, позволяющие прекратить действие режима временного ввоза с освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов в отношении товаров, ввезенных с условным освобождением от таможенных платежей, закреплены в ст. 14 Конвенции о временном ввозе, заключенной в г. Стамбуле 26 июня 1990 г., к которой Российская Федерация присоединилась 18 апреля 1996 г.
В соответствии с указанным Соглашением от 26 июня 1990 года в п. 2 ст. 80 Таможенного кодекса Таможенного союза установлены случаи, когда обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается.
Общие правила принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов установлены статьей 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в соответствии с частью 3 которой до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.
Частью первой статьи 93 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, а в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, - таможенным органом государства - члена таможенного союза, на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Согласно пункту 4 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней.
В соответствии с ч. 1 ст. 152 Федерального закона "О таможенном регулировании в РФ" N 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года в случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в установленный срок, таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей, которое представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с данным кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
В силу ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 114 Закона о таможенном регулировании, плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза и названным законом возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с приведенными нормами права в их системной взаимосвязи, и, принимая во внимание, что административный истец был осведомлен об установленных ему ограничениях при ввозе транспортного средства, суд первой инстанции, рассматривая заявленные требования, правильно определилюридически значимые по делу обстоятельства, исследовал представленные сторонами доказательства и пришел к правомерному выводу о том, что административный ответчик, предоставив доказательства соблюдения названных требований закона, действовал правомерно.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции соглашается.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что факта передачи транспортного средства не было, а имел место факт самовольного завладения Ганзенко Т.Н. принадлежащим ей транспортным средством, в порядке ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, в целях его вывоза с территории Российской Федерации, нельзя признать состоятельными, поскольку автомобиль на территории Российской Федерации находится под таможенной процедурой временного ввоза, по условиям которого, владеть и пользоваться автомобилем может только декларант, за исключением случаев, специально оговоренных законодательством.
Не принимает во внимание судебная коллегия доводы апеллянта и в части того, что транспортное средство выбыло из его владения по независящим от него обстоятельствам, поскольку они не подтверждены достаточными, надлежащими и допустимыми доказательствами.
Судебная коллегия учитывает, что факт декларирования временно ввезенного лично административным истцом транспортного средства в личных целях в период пребывания на территории Российской Федерации, свидетельствует о наличии у него статуса декларанта и дает последнему право в силу положений пункта 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза на таможенной территории Таможенного союза лично пользоваться ввезенным транспортным средством, зарегистрированным на территории иностранного государства, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
При этом, передача другому лицу права пользования и (или) распоряжения временно ввезенного транспортного средства для личного пользования на таможенной территории таможенного союза допускается при условии его таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
В силу статьи 283 ТК ТС нарушение условий, при которых транспортное средство помещалось под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, влечет за собой обязанность декларанта уплатить ввозные таможенные пошлины в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), за вычетом сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Факт неправомерной передачи транспортного средства подтверждается вступившим в законную силу постановлением по делу N 5-1944/2016 об административном правонарушении в отношении Ганзенко И.И. по части 2 статьи 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Закрепление законодателем таких последствий за нарушение определенных правил поведения направлено на обеспечение установленного законом порядка для лиц, вступивших в таможенные отношения, и само по себе не может рассматриваться как нарушение прав граждан.
Каких-либо оснований для прекращения обязанности административного истца по уплате таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза, не установлено.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, содержат лишь субъективные суждения о переоценке доказательств, основаны на неправильном толковании норм материального права, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права по делу, влекущих безусловную отмену постановленного судом решения, при апелляционном рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08 декабря 2016 года по делу N 2а-4890/2016 - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Ганзенко И.И. - Хавченко В.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: С.А. Воробьева
Судьи: О.В. Хожаинова
Н.А. Терентьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.