Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н.
судей Кравченко А.И., Федоровой Л.Н.
при секретаре Малявиной В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Будкина С.Ф. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании бездействия незаконным и возложении обязанности по постановке на учет
по апелляционным жалобам ответчиков на решение Советского районного суда г. Владивостока от 17 ноября 2016 года, которым исковые требования удовлетворены в части.
Заслушав доклад судьи Кравченко А.И., выслушав пояснения представителя ФСИН России и ФКУ УК ГУФСИН России по Приморскому краю - Полоротову М.Н., возражения представителя Будкина С.Ф. - Рассомахину О.В., судебная коллегия
установила:
оспаривая отказ в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истец обратился с названным исков в суд, в обоснование заявленных требований указал, что является прапорщиком внутренней службы, водителем автомобильного отдела ФКУ УК ГУФСИН России по Приморскому краю, стаж его службы в календарном исчислении составляет более 10 лет. В целях реализации права на обеспечение жилым помещением 17.12.2013 года он обратился в ГУФСИН по Приморскому краю с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставив необходимый пакет документов. 25.12.2013 года он получил выписку из протокола заседания комиссии ГУФСИН по Приморскому краю, которым установлено что документы предоставленные для получения единовременной выплаты соответствуют списку установленному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и подлежат направлению в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет.
Несмотря на то, что решение о постановке на учет должно было быть принято в трехмесячный срок, длительное время о результатах рассмотрения его документов ничего не сообщали и только 27.04.2016 года была получена выписка из протокола заседания комиссии ФСИН России от 10.11.2015 года N75, где было указано об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья. В качестве основания указано отсутствие обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N369, а также не предоставление ЕГРП на дочь.
Ссылаясь на допущенные комиссии ФСИН России нарушения сроков рассмотрения его обращения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья, а также на необоснованность причин отказа в постановке на учет, истец просил суд признать незаконным бездействие ФСИН России в части непринятия в трехмесячный срок решения; признать незаконным и отменить решение ФСИН России, изложенное в разделе 1 протокола N75 от 10.11.2015 года об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья согласно Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N369, обязать ФСИН России принять Будкина С.Ф. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья с 17.12.2013 года.
В судебном заседании представитель истца настаивал на заявленных требованиях.
Представитель ответчиков иск не признал и указал, что Будкиным С.Ф. был предоставлен неполный пакет документов для принятия в отношении него положительного решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Отсутствие данных о месте регистрации/проживания истца за период с 2004 года по 2011 год препятствовало проведению проверки его жилищных условий и установлению действительной нуждаемости в обеспечении жильем.
Решением Советского районного суда г.Владивостока от 17.11.2016 года удовлетворены исковые требования к ФСИН России. Признано незаконным бездействие ФСИН России в части непринятия в трехмесячный срок решения по рапорту Будкина С.Ф от 7.12.2013 о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья либо об отказе в постановке на учет для приобретения или строительства жилого помещения; решение ФСИН России, оформленное протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 10.11.2015 N 75, об отказе Будкину С.Ф. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты признано незаконным; на ФСИН России возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение, путем постановки Будкина С.Ф. на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи один человек.
В удовлетворении исковых требований Будкина С.Ф. к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты отказано.
С указанным решением не согласились ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю, в поданных апелляционных жалобах ставят вопрос об отмене судебного акта, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, недоказанность установленных судом обстоятельств.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене на основании п.3 ч.1 ст.330 ГПК РФ.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Порядок и условия предоставления сотрудникам системы исполнения наказания единовременной выплаты установлен Правилами "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 N 369.
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положениями п. 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник, в соответствии со ст. ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. 5 Правил, в том числе документы, подтверждающие копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (подп. "з" п. 5 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий.
При этом наличие таких условий определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудником копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать в постановке сотрудника на такой учет.
Признавая незаконным решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возлагая на ответчика обязанность по принятию на учет Будкина Д.С. суд первой инстанции исходил из того, что все установленные п.5 Правил документы заявителем были представлены, между тем такой вывод суда является ошибочным.
Отсутствие информации о месте регистрации (пребывания) Будкина Д.С. в период с 2004 по 2011 года, а также отсутствие выписок из домовых книг и копий финансовых лицевых счетов с места фактического жительства заявителя за период с 17.12.2008 по 07.12.2011 по адресу: "адрес", препятствовало определению нуждаемости данного сотрудника в жилом помещении, а потому отказ комиссии в постановке его на учет в целях получения единовременной социальной выплаты является законным.
Принимая во внимание, что в соответствии с действующим правовым регулированием решение вопроса о возможности предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения осуществляется только при наличии необходимого пакета документов, и учитывая, что истцом при обращении с заявлением о постановке на учет для получения указанной выплаты не были представлены все необходимые документы, подтверждающие наличие условий для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, оснований для принятия решения о постановке Будкина С.Ф. на учет не имелось.
Учитывая, что к моменту рассмотрения дела рапорт истца комиссией ФСИН России был рассмотрен, тем самым нарушение прав заявителя в части срока рассмотрения обращения устранено, оснований для удовлетворения требований Будкина С.Ф. о признании незаконным бездействия ФСИН России у суда первой инстанции не имелось.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемое решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Владивостока от 17 ноября 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Будкина С.Ф. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании бездействия незаконным и возложении обязанности по постановке на учет.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.