Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Пилипенко Е.В., Украинцевой С.Н.
при секретаре Цыбульской М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Первореченского района города Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ "Детский сад N134 общеразвивающего вида города Владивостока", администрации города Владивостока, Департаменту образования и науки Приморского края о возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации города Владивостока на решение Первореченского районного суда города Владивостока от 27 октября 2016 года, которым требования удовлетворены: на МБДОУ "Детский сад N134 общеразвивающего вида города Владивостока" возложена обязанность привести покрытия пешеходных дорожек и частично игровых площадок в надлежащее состояние: восстановить асфальтобетонное покрытие, устранить выбоины, трещины и другие дефекты, убрать неровности (п. 3.8. и 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13) в течение месяца со дня поступления соответствующего финансирования из администрации города Владивостока; на администрацию города Владивостока возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МБДОУ "Детский сад N 134 общеразвивающего вида города Владивостока" для приведения покрытия пешеходных дорожек и частично игровых площадок в надлежащее состояние: восстановить асфальтобетонное покрытие, устранения выбоин, трещин и других дефектов (п. 3.8. и 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13). В удовлетворении требований к Департаменту образования и науки Приморского края отказано.
Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., выслушав объяснения представителя администрации города Владивостока Портянкиной Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя МБДОУ "Детский сад N 134 общеразвивающего вида города Владивостока" Липовской Е.Я. и прокурора Нишоновой Ф.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Первореченского района города Владивостока в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с названным административном иском в суд, указав, что в результате проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, допущенных МБДОУ "Детский сад N 134 общеразвивающего вида города Владивостока", в котором функционирует 11 групп дневного пребывания детей.
В нарушение норм п. 3.1, 3.8, 3.12, 3.13, 3.21, 4.32, 4.33, 6.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 ограждение территории дошкольного учреждения крайне устаревшее; оборудование игровых площадок на территории учреждения не обеспечивает выполнение программы проведения спортивных занятий; покрытие пешеходных дорожек и частично игровых площадок находится в крайне неудовлетворительном состоянии - на территории в наличии участки с разрушенным асфальтовым покрытием, выбоинами, трещинами и другими дефектами, на одной из игровых площадок разросшиеся корни дерева создают значительные неровности; мебель в группе N 3 крайне устаревшая, частично неисправная. Отсутствие надлежащего ограждения территории, теневых навесов, игровых форм в достаточном количестве, покрытия пешеходных дорожек и площадок для прогулок на территории дошкольного образовательного учреждения, мебели в группе N 3 является, в первую очередь, нарушением условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся данного образовательного учреждения, а также нарушением правовой обязанности учреждения по предоставлению территории с соответствующими условиями для безопасного пребывания обучающихся в указанном образовательном учреждении.
В ходе судебного разбирательства прокурором неоднократно уточнялись требования, в окончательной редакции помощник прокурора просил обязать Департамент образования и науки Приморского края выделить денежные средства администрации города Владивостока для МБДОУ "Детский сад N 134 города Владивостока" для приведения покрытия пешеходных дорожек и частично игровых площадок в надлежащее состояние: восстановить асфальтобетонное покрытие, устранить выбоины, трещины и другие дефекты, убрать неровности (п. 3.8. и 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13); возложить на администрацию города Владивостока обязанность выделить субвенции МБДОУ "Детский сад N 134 общеразвивающего вида города Владивостока" для приведения покрытия пешеходных дорожек и частично игровых площадок в надлежащее состояние после их поступления из Департамента образования и науки Приморского края; возложить на МБДОУ "Детский сад N 134 общеразвивающего вида города Владивостока" обязанность привести покрытие пешеходных дорожек и частично игровых площадок в надлежащее состояние: восстановить асфальтобетонное покрытие, устранить выбоины, трещины и другие дефекты, убрать неровности (п.3.8. и 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13) в течение месяца со дня поступления денежных средств из администрации города Владивостока.
В судебном заседании помощник прокурора на иске с учетом уточнений настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика МБДОУ "Детский сад N 134 города Владивостока" в судебном заседании не возражал против иска прокурора, пояснив, что территория детского сада нуждается в ремонте, финансирование отсутствует.
Представитель администрации города Владивостока в судебном заседании требования не признала.
Представитель Департамента образования и науки Приморского края в судебное заседание не явился, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановленоуказанное выше решение, с которым не согласилась администрация города Владивостока, представителем в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статьей 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью возлагается обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Санитарные правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 26, содержат требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций.
Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности, а также при осуществлении деятельности по уходу и присмотру в дошкольных группах, размещенных во встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам зданиях (помещениях) и зданиях административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности
В частности, пунктом 3.21 установлено, что въезды и входы на территорию дошкольной образовательной организации, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора покрываются асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием.
Покрытие групповых площадок и физкультурной зоны должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным, либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека (п. 3.8 СанПин 2.4.1.3049-13).
При рассмотрении дела судом установлено, что в деятельности МБДОУ "Детский сад N134 общеразвивающего вида города Владивостока" данные требования санитарных правил и нормативов не соблюдены. Факты нарушения санитарно-эпидемиологических требований и необходимость устранения нарушений представителями административных ответчиков не оспаривались.
При разрешении вопроса о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений на администрацию города Владивостока и МБДОУ "Детский сад N134 общеразвивающего вида города Владивостока" суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года N131Ф-З "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Так, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 указанного закона обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий также входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 28 закона установлена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из вышеприведенных норм, обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности при обустройстве прилегающей к дошкольному образовательному учреждению территории является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательной организации.
Поскольку Владивостокский городской округ является учредителем МБДОУ "Детский сад N134 общеразвивающего вида города Владивостока", суд пришел к верному выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности финансирования указанных в иске мероприятий на администрацию города Владивостока, которая в соответствии с ч. 1 ст. 30 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока N49 от 3 марта 2005 года, является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Владивостокского городского округа, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из того, что организация мероприятий по приведению покрытия пешеходных дорожек и частично игровых площадок в надлежащее состояние в соответствии с требованиями п. 3.8. и 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 не может быть возложена на МБДОУ "Детский сад N134 общеразвивающего вида города Владивостока" без соответствующих распоряжений собственника.
В связи с этим судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возложения на администрацию города Владивостока обязанности выделить денежные средства дошкольному образовательному учреждению для приведения покрытия пешеходных дорожек и частично игровых площадок в надлежащее состояние.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности прокурором необходимости проведения восстановления асфальтобетонного покрытия, устранения выбоин, трещин и других дефектов на прилегающей территории учреждения противоречат материалам дела.
Из акта проверки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований от 7 декабря 2015 года и приложенной к нему фототаблицы следует, в МБДОУ "Детский сад N 134" покрытие пешеходных дорожек и частично игровых площадок находится в крайне неудовлетворительном состоянии: на территории в наличии участки с разрушенным асфальтовым покрытием, выбоинами, трещинами и другими дефектами (л.д. 9-15). Содержание указанного акта администрацией города Владивостока не опровергнуто.
Доводы жалобы администрации "адрес" об отсутствии оснований для несения ответственности учредителя по обязательствам учрежденного юридического лица со ссылкой на положения ст.399 Гражданского кодекса РФ (субсидиарная ответственность) несостоятельны, поскольку финансирование деятельности дошкольного образовательного учреждения является одной из функций органа местного самоуправления по управлению и содержанию муниципального имущества, а не является формой ответственности за ненадлежащее исполнение МБДОУ "Детский сад N" каких-либо обязательств.
В то же время, давая оценку доводам апелляционной жалобы об особенностях финансирования мероприятий в рамках муниципальных программ с учетом особенностей бюджетного законодательства, порядка взаимодействия субъектов системы муниципального заказа в городе Владивостоке, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части определения срока его исполнения, увеличив определенный судом срок исполнения обязанностей с учетом характера и объема подлежащих совершению действий - до шести месяцев.
По изложенному, руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первореченского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ изменить в части определения срока его исполнения.
Установить срок исполнения возложенных на администрацию "адрес", МБДОУ "Детский сад N общеразвивающего вида "адрес"" обязанностей - шесть месяцев.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.