Президиум Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Хижинского А.А.,
членов президиума Бусарова С.А., Кучинской Е.В., Попова И.А., Троеглазова А.С., Украинской Т.И.,
с участием заместителя прокурора Шайбекова В.Р.
при секретаре Волгиной Т.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района в защиту прав неопределенного круга лиц к департаменту жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края, администрации Красноармейского муниципального района Приморского края о ликвидации несанкционированных свалок
по кассационной жалобе департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края на решение Красноармейского районного суда от 16 августа 2016 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 25 октября 2016 года, которыми заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Дегтерёвой И.Н., выслушав объяснения представителя департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края Фадеева Е.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшего отменить судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение, президиум
установил:
Прокурор Красноармейского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, администрации Красноармейского муниципального района Приморского края о ликвидации несанкционированной свалки. В обоснование иска он указал, что в результате проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории района было установлено, что в районе 74 км автодороги Дальнереченск-Рощино-Восток по направлению на юго-запад на землях Новопокровского сельского поселения в квартале с кадастровым номером N на участке местности с координатами ... северной широты, ... восточной долготы на площади 0,4 га вдоль грунтовой дороги расположена несанкционированная свалка, на которой размещены отходы производства и потребления, а также коммунальные отходы, опилки, кора, перемешанная с землей. Высота складирования отходов составляет от 1 до 3 метров. Отходы ветром разносятся по прилегающей территории, приводя её к захламлению. Несанкционированная свалка нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В связи с этим прокурор просил возложить на департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, на администрацию Красноармейского муниципального района возложить обязанность участвовать в ликвидации несанкционированной свалки.
Решением Красноармейского районного суда от 16 августа 2016 года иск удовлетворен. На департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Красноармейского муниципального района, в районе 74 км автодороги Дальнереченск - Рощино - Восток по направлению на юго-запад, на землях Новопокровского сельского поселения в квартале с кадастровым номером N, на участке местности с координатами ... северной широты ... восточной долготы.
На администрацию Красноармейского муниципального района возложена обязанность участвовать в ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Красноармейского муниципального района, в районе 74 км автодороги Дальнереченск - Рощино - Восток по направлению на юго-запад, на землях Новопокровского сельского поселения в квартале с кадастровым номером N, на участке местности с координатами ... северной широты ... восточной долготы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 25 октября 2016 года решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные постановления отменить, принять по делу новое решение о возложении обязанности ликвидации данной несанкционированной свалки на органы местного самоуправления.
По результатам изучения кассационной жалобы департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края судьей Приморского краевого суда Дегтерёвой И.Н. 20 января 2017 года дело было истребовано в Приморский краевой суд и определением от 21 февраля 2017 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Приморского краевого суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель администрации Красноармейского муниципального района, о причинах неявки не сообщил.
Президиум, руководствуясь статьей 385 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и определения о передаче дела на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции, президиум находит судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьёй 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Пунктом 7(5) части 3 статьи 5 Закона Приморского края от 29 июня 2009 года N 447-КЗ "Об отходах производства и потребления в Приморском крае" предусмотрено, что к полномочиям органов исполнительной власти Приморского края в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Из материалов дела усматривается, что 25 июля 2016 года прокуратурой района с представителями администрации Красноармейского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что в районе 74 км автодороги Дальнереченск - Рощино - Восток по направлению на юго-запад, на землях Новопокровского сельского поселения в квартале с кадастровым номером N, на участке местности с координатами ... северной широты ... восточной долготы, на площади 0,4 га вдоль грунтовой дороги расположена несанкционированная свалка, на которой размещены отходы производства и потребления, а также коммунальные отходы, опилки, кора, перемешанная с землёй. Высота складирования отходов составляет от 1 до 3 метров, присутствуют следы систематического горения и захоронения отходов, указанные отходы ветром разносятся по прилегающей территории, тем самым приводя к её захламлению.
Суд согласился с прокурором, что основным ответчиком по делу является департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, поскольку департамент обеспечивает организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на основании пункта 8.53 Положения о департаменте по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 6 августа 2007 N 195-па.
Судебная коллегия согласилась с таким выводом.
Однако судами не принято во внимание, что Федеральный закон N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Термины "несанкционированная свалка" или "ликвидация несанкционированных свалок" в Федеральном законе N 89-ФЗ не установлены и не используются, из чего вытекает, что ликвидация несанкционированных свалок не относится к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, регламентированной указанным Законом. В связи с этим ликвидация несанкционированных свалок не может быть отнесена к компетенции департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.
Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
На территории Приморского края за организацию несанкционированной свалки отходов предусмотрена административная ответственность (статья 7.24 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года N 466-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае").
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление лица, ответственного за организацию такой свалки.
На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
В связи с этим для правильного разрешения дела суду следовало установить лицо, виновное в организации несанкционированной свалки, или лицо, на чьей территории организована такая свалка. В зависимости от этого определить надлежащего ответчика.
Судебные постановления подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, разрешить возникший спор с учетом всех установленных по делу обстоятельств и требований материального и процессуального закона.
Руководствуясь статьёй 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
решение Красноармейского районного суда от 16 августа 2016 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 25 октября 2016 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Хижинский А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.