Судья Верховного Суда Республики Тыва Салчак А.А., при секретаре Дарган Ч.Л., рассмотрев жалобу представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Перинатальный центр Республики Тыва" по доверенности ФИО4 на постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Перинатальный центр Республики Тыва",
УСТАНОВИЛ:
3 ноября 2016 года начальником отдела административного и финансового обеспечения Территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора) по Республике Тыва ФИО5 в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Перинатальный центр Республики Тыва" (далее - ГБУЗ РТ "Перинатальный центр Республики Тыва") составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Постановлением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 декабря 2016 года ГБУЗ РТ "Перинатальный центр Республики Тыва" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере N.
Представитель ГБУЗ РТ "Перинатальный центр Республики Тыва" по доверенности ФИО4 обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, поскольку отсутствуют сведения о согласовании в установленном порядке с органом прокуратуры о проведении внеплановой проверки, в связи с чем протокол об административном правонарушении не может служить доказательством виновности ГБУЗ РТ "Перинатальный центр Республики Тыва".
Представители ГБУЗ РТ "Перинатальный центр Республики Тыва", потерпевшая ФИО6, будучи надлежащими образом извещенными о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявляли.
Дело рассматривается в их отсутствие в соответствии с ч. 4 ст. 30.6 КоАП РФ.
Представитель Территориального органа Росздравнадзора по Республике Тыва ФИО5 в судебном заседании просила постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва оставить без изменения.
Выслушав мнение лица, участвующего в деле, изучив материалы дела и доводы жалобы, судья Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.
Частью 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
На основании пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённого постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года N 291, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи (подпункт "а"), соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (подпункт "б").
В пункте 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности указано, что осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в (1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Из материалов дела следует, что в целях проверки законности и обоснованности обращения гражданки ФИО6 начальником отдела контроля и надзора в сфере здравоохранения Росздравнадзора по Республике Тыва ФИО7 выявлено отсутствие разрешительных документов на осуществление медицинской деятельности нежилых помещений, переданных Перинатальному центру по адресам: ** используемых как женские консультации ГБУЗ Республики Тыва "Перинатальный центр Республики Тыва".
3 ноября 2016 года начальником отдела административного и финансового обеспечения Территориального органа Росздравнадзора по Республике Тыва ФИО5 в отношении ГБУЗ РТ "Перинатальный центр Республики Тыва" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения ГБУЗ РТ "Перинатальный центр Республики Тыва" подтвержден совокупностью исследованных судьей доказательств: протоколом от 3 ноября 2016 года N обращением гражданки ФИО6 от 4 октября 2016 года об оспаривании законности действий сотрудников центра при ее наблюдении в период беременности.
Представленным в деле доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ, которые обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия судебного постановления.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Рассматривая дело, судья пришёл к выводу, что со стороны ГБУЗ РТ "Перинатальный центр" имело место невыполнение лицензионных требований, что повлекло наступление последствий, перечисленных в части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет: права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья.
Оказывая медицинские услуги, ГБУЗ РТ "Перинатальный центр Республики Тыва" вступает в правоотношения с гражданами, обратившимися за оказанием медицинской помощи, на которые распространяются требования указанного федерального закона и действия правильно квалифицированы по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
ФИО6, являясь физическим лицом, обратившимся в Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Тыва с указанием на нарушение правил оказания медицинской помощи в период беременности, наделена в силу ст. 25.2 КоАП РФ правами потерпевшего, в том числе правом на обжалование состоявшегося по делу постановления.
Из материалов дела следует, что настоящее дело рассмотрено в отсутствие потерпевшей ФИО6, не извещенной в установленном порядке о месте и времени рассмотрения дела. Каких-либо мер к вызову потерпевшей в судебное заседание не предпринято, что является существенным нарушением процессуальных требований, установленных КоАП РФ.
По факту вменяемого административного правонарушения с ФИО6 не истребовано письменное пояснение ни судом, ни административным органом в лице Территориального органа Росздравнадзора по Республике Тыва, которым также не предпринимались меры к ее извещению.
Из обращения ФИО6 видно, что ею указаны ее точные анкетные данные, место проживания, контактный номер телефона.
Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении адресовано только главному врачу ГБУЗ Республики Тыва "Перинатальный центр" ФИО8 (л.д.59).
Учитывая, что в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся охраны здоровья граждан, не выделены в отдельную главу, при квалификации объективной стороны состава правонарушения следует исходить из его существа, субъектного состава, возникших отношений и характера применяемого законодательства.
Представленные доказательства свидетельствуют о том, что судьей Кызылского городского суда Республики Тыва были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому вынесенное по делу судебное постановление нельзя признать законным, оно подлежит отмене.
В силу положений ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Исходя из положений статей 4.5, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности не может возобновляться обсуждение вопроса о наличии или отсутствии вины лица во вменяемом ему административном правонарушении.
Поскольку возвращение дела на новое рассмотрение невозможно ввиду истечения трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности ГБУЗ Республики Тыва "Перинатальный центр", производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Перинатальный центр Республики Тыва" ФИО4 удовлетворить.
постановление начальника отдела административного и финансового обеспечения Территориального органа Росздравнадзора по Республике Тыва ФИО5 от 3 ноября 2016 года и решение судьи Кызылского городского суда от 12 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Перинатальный центр Республики Тыва" отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Республики Тыва А.А. Салчак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.