Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Баутдинова М.Т.,
судей Дулуша В.В., Кочергиной Е.Ю.,
при секретаре Тулуш Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Е.Ю. гражданское дело по исковому заявлению С. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии, возобновлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по апелляционной жалобе представителя Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Х. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 октября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
С. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии, возобновлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, указывая на то, что решением Министерства труда и социальной политики Республики Тыва с августа 2002 года ей была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии. С 22 мая 2012 года в связи с принятием Указа Главы - Председателя Правительства Республики от 4 мая 2012 года N145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" и постановления Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 года N 511 "О реализации Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва N 145 от 4 мая 2012 года" выплата ежемесячной доплаты ей была прекращена. Считает, что прекращением выплаты доплаты к государственной пенсии нарушаются ее права на доплату к пенсии по возрасту, как государственному гражданскому служащему Республики Тыва. Просила восстановить ей доплату к пенсии из казны Республики Тыва в соответствии с Указом Главы Председателя Правительства Республики Тыва от 11 декабря 2007 года N 205 и Постановления Правительства Республики Тыва от 11 декабря 2007 года N 60 "О реализации Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 11 декабря 2007 года N 205", возместить за счет казны Республики Тыва в лице Министерства финансов Республики Тыва задолженность по доплате к трудовой пенсии за период с 22 мая 2012 года по сентябрь 2015 года в размере ** руб. ** коп., продолжить ежемесячную выплату доплаты с октября 2015 года.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 октября 2015 года исковое заявление С. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии, возобновлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии удовлетворено частично. Взыскано с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в пользу С. ** руб. ** коп. в счёт доплаты к трудовой пенсии. На Министерство труда и социальной политики Республики Тыва возложена обязанность возобновить истцу с 01 октября 2015 года начисление и выплату ранее установленной ежемесячной доплаты к государственной пенсии в размере установленном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года N 205 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных служащих Республики Тыва". В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 марта 2016 года в связи со смертью истца С. производство по делу приостановлено до определения правопреемника С.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 декабря 2016 года произведена замена первоначального истца С. на правопреемника С.
Не согласившись с решением суда, представитель Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Х. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указывает, что субъект Российской Федерации может реализовать свои полномочия по установлению лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных гарантий в виде денежных выплат при условии достаточного уровня наполнения бюджета собственными доходами. При недостаточности собственных средств бюджета введение новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе, и за счёт средств федерального бюджета, если регион является дотационным, что не соответствует положениям бюджетного законодательства, противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В Республике Тыва отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий порядок выплаты доплаты пенсий государственным служащим, в связи с чем, решение суда о выплате доплаты к пенсии после отмены правовых норм, предусматривающих данную гарантию, не основано на законе и означает нецелевое использование бюджетных средств.
В возражениях на апелляционную жалобу истец С. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства труда и социальной политики Республики Тыва О. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержал.
Истец С., представитель ответчика Министерства финансов Республики Тыва в заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в связи с чем судебная коллегия в порядке ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 2 Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года N 205 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва", лица, замещавшие должности государственных гражданских служащих Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Ежемесячная доплата к государственной пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 15 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.
Как следует из материалов дела, на основании Указа Президента Республики Тыва от 24 января 2001 года N 841 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Тыва от 03 сентября 1997 года N 78 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и государственные должности государственной службы Республики Тыва" решением Министерства труда и социального развития Республики Тыва истцу С., замещавшей государственную должность государственной службы Республики Тыва **, к государственной пенсии по старости была назначена ежемесячная доплата.
Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года N 205 утратил силу в связи с изданием Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва", пунктом 2 которого установлено, что лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 20 лет и имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Ежемесячная доплата к трудовой пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 20 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.
Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 20 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.
Размер месячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к трудовой пенсии для лиц, замещавших должности государственной гражданской службы, не должен превышать 2,8 должностного оклада по замещавшейся должности государственной гражданской службы Республики Тыва.
Указом Главы Республики Тыва от 24 июня 2015 года N 108 Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N 145 признан утратившим силу.
Судом первой инстанции установлено, что прекращение с мая 2012 года выплаты истцу доплаты к пенсии связано с вступлением в силу Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N145.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования С. о взыскании задолженности по доплате, исходя из размера, установленного Указом Председателя Правительства РТ от 12 ноября 2007 года N 205 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва", суд первой инстанции пришел к выводу, что постановлением Правительства Республики Тыва от 24 июня 2016 года признано утратившим силу постановление Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 года N 511 "О реализации Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва", отменяющий право истца на доплату к трудовой пенсии, в настоящее время отменен Указом Главы Республики Тыва от 24 июня 2015 года N 108.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции не согласна по следующим основаниям.
Как Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года N 205, так и Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N145 разграничивали основания для назначения и порядок расчета доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, стаж государственной службы С. составляет менее ** года ** день, государственных наград Российской Федерации и Республики Тыва он не имеет.
Таким образом, истец не соответствует требованиям, установленным пунктом 2 Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N 145, и не имеет право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Статьей 30 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Установленная органом государственной власти Республики Тыва доплата к государственной пенсии лицам, занимавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, в отличие от гарантированного Конституцией Российской Федерации социального обеспечения (государственных пенсий), не носит бессрочный характер.
Условия выплаты и порядок расчёта получаемой истцом доплаты к пенсии изменены органом государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках его правомочий по самостоятельному регулированию указанных отношений, в том числе по определению оснований для назначения и выплаты доплаты к государственной пенсии и её размера.
Таким образом, у ответчика имелись правовые основания для прекращения начисления и выплаты истцу ранее назначенной ему ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришёл к выводу, что такого рода доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определённого стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, предоставляемым им за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях. В силу этого при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат право на социальное обеспечение, в том числе предусмотренное статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 1 декабря 1999 года N 189-0, от 15 января 2008 года N 107-0-0 и N 108-0-0). Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации вправе - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчёта таких доплат, что само по себе не противоречит предписаниям статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Из приведённых законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных служащих, осуществляемого за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для государственных служащих субъекта Российской Федерации. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет государственных служащих осуществляется за счёт собственных доходов соответствующего субъекта Российской Федерации, то он с учётом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии государственным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Пенсии за выслугу лет государственным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в связи с чем само по себе изменение органами государственной власти субъектов Российской Федерации правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение государственных служащих, в том числе и истца.
Также судебная коллегия исходит из того, что право субъекта Российской Федерации на установление дополнительных гарантий государственным служащим не является безусловным.
Законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Из совокупного анализа статей 7 и 8, предусматривающих бюджетные полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, приведенной нормы и статьи 85 (о расходных обязательствах субъекта Российской Федерации) Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти и исходя из принципа самостоятельности бюджета.
Реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета.
Соответственно, реализация органом государственной власти субъекта Российской Федерации своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.
При недостаточности собственных средств бюджета введение нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе и за счёт средств федерального бюджета, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Признание региона дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, не позволяющий ему за счёт собственных средств выполнять свои расходные обязательства.
Принимая во внимание невысокий уровень бюджетной обеспеченности Республики Тыва, низкие показатели уровня социальной защищённости населения, а также приведенные выше обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что после отмены Указов Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года N 205 и Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N145 продолжение выплаты доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит требованиям федерального законодательства.
Изменение органами государственной власти республики ранее установленных условий и порядка назначения и расчета ежемесячных доплат к трудовой пенсии лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, не свидетельствует о снижении уровня их прав в области пенсионного обеспечения.
Указанная мера по своей юридической природе являлась дополнительным обеспечением лиц данной категории, предоставляемым им за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях, а потому изменение правил предоставления таких дополнительных выплат, равно как и их отмена, не может расцениваться как нарушение права на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 октября 2015 года отменить в части и принять в этой части новое решение следующего содержания:
"В удовлетворении искового заявления С. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии, возобновлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии отказать".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 февраля 2017 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.