Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
судей Баутдинова М.Т., Бады-Сагаана А.В.,
при секретаре Байыр-оол М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по иску Открытого акционерного общества "Кызылская ТЭЦ" к Бурдуковскому Г.А. о взыскании задолженности за потреблённую тепловую энергию и горячее водоснабжение по апелляционной жалобе ответчика Бурдуковского Г.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 05 июля 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Акционерное общество "Кызылская ТЭЦ" (далее ? АО "Кызылская ТЭЦ") обратилось в суд к ответчику о взыскании задолженности за потреблённую тепловую энергию и горячее водоснабжение, указав, что ответчик Бурдуковский Г.А., проживающий по адресу: ** потребляет коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению. Ответчик не выполняет обязательства по оплате коммунальных услуг. Его долг перед истцом за период с 01 сентября 2013 г. по 30 ноября 2015 г. составляет ** руб. Ответчик неоднократно предупреждался о необходимости погашения задолженности во избежание её взыскания в принудительном порядке, однако до настоящего времени задолженность не погашена. С учётом уточнения иска просит взыскать с ответчика задолженность за потреблённую тепловую энергию и горячее водоснабжение в размере ** рублей.
Решением суда иск удовлетворён. С Бурдуковского Г.А. в пользу АО "Кызылская ТЭЦ" взыскано ** рублей в счёт задолженности за потреблённую тепловую энергию и горячее водоснабжение. Также с него взыскана государственная пошлина в размере ** руб.
Не согласившись с решением суда, ответчик Бурдуковский Г.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит об отмене решения суда и принятии нового решения. В обоснование жалобы указывает, что суд не дал оценку тому обстоятельству, что в квартире ответчика установлен индивидуальный прибор учёта тепловой энергии, о чём был составлен акт допуска в эксплуатацию узлов учёта у потребителя от 27 сентября 2012 года. Ответчик, неоднократно обращаясь в ресурсоснабжающие организации и надзорные органы, предпринял все меры для введения в эксплуатацию приборов учёта. Также суд не привлек к участию в деле управляющую компанию "ЖЭУ-2".
В возражении на апелляционную жалобу представитель истца привёл доводы, аналогичные содержанию иска, просил оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Бурдуковский Г.А. просил отменить решение суда, удовлетворив апелляционную жалобу.
Представитель истца Ковешникова О.В. возражала против удовлетворения доводов жалобы.
Представитель третьего лица - ООО УК "Жилсервис", извещённый о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился. Судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено, что Бурдуковский Г.А. является собственником квартиры по адресу: г **
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ОАО "Кызылская ТЭЦ", суд первой инстанции исходил из того, что, как общедомовой, так и индивидуальный приборы учёта не были введены в эксплуатацию, в связи с чем, истец правомерно произвёл расчёт платы за отопление по действующим нормативам потребления. Кроме того, ответчик не представил доказательств того, что с сентября 2015 года отсутствует потребление, предоставленные услуги были ненадлежащего качества.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
Согласно статье 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 3 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключёнными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Согласно части 4 названной статьи, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение).
В соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
При этом, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 настоящего Кодекса (ч.7 ст. 155 ЖК РФ).
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за всё или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признаётся выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Вместе с тем, ч. 7.1 статьи 155 ЖК РФ применяется, если управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, заключила в установленном порядке договор ресурсоснабжения с соответствующими ресурсоснабжающими организациями в целях предоставления коммунальных услуг. Соответственно, данные нормы закона не применяются в случаях, когда исполнителем коммунальных услуг выступает сама ресурсоснабжающая организация.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемый период времени с 01 сентября 2013 года по 30 ноября 2015 года управление многоквартирным домом по адресу: **, осуществлялось ООО УК "Жилсервис", а с 2015 года МУП "ЖЭУ", которые, согласно действующего жилищного законодательства, обязаны осуществлять приём оплаты коммунальных услуг.
04 июля 2013 года между истцом и ООО УК "Жилсервис" был заключен договор теплоснабжения, в соответствии с п. 5.1. которого количество фактически потреблённой тепловой энергии и теплоносителя определяется энергоснабжающей организацией расчётным путём на основании показаний приборов учёта тепловой энергии, установленных на объектах абонента с учётом нормативных потерь тепловой энергии и теплоносителя на участке тепловой сети абонента, рассчитанных в соответствии с приказом Минэнерго РФ N 325 от 30.12.2008г. и производственных потерь.
При не допуске коммерческих приборов учёта в эксплуатацию или их отсутствии количество фактически потребленной тепловой энергии и теплоносителя объектами абонента, определяемыми Правилами предоставления коммунальных услуг как жилые помещения и нежилые помещения в жилых домах, определяется по нормативам потребления в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам с учётом нормативных потерь тепловой энергии и теплоносителя на участке тепловых сетей абонента, рассчитанных в соответствии с приказом Минэнерго РФ N 325 от 30.12.2008 г. и производственных потерь.
В соответствии с агентским договором N 1 от 04 июля 2013 года, заключенным между истцом и ООО УК "Жилсервис", истец принял на себя обязательство по начислению и приёму платежей за услуги по предоставлению тепловой энергии и горячего водоснабжения от потребителей, проживающих в доме по **
30.06.2015 года между истцом и УК "ЖЭУ" был заключен договор на теплоснабжение N 1018, содержание п. 5.1 которого идентично договору от 04 июля 2013 года, заключенному между истцом и ООО УК "Жилсервис". 30.11.2015 года между истцом и УК "ЖЭУ" было заключено дополнительное соглашение к договору теплоснабжения N 1018 от 30.06.2015 года, по условиям которого истец обязался поставлять тепло и горячую воду в дом, в котором проживает ответчик.
Вопреки доводам жалобы о непривлечении к участию в деле УК "ЖЭУ-2" доказательств наличия каких-либо правоотношений сторон с этой управляющей компанией в дело предоставлено не было, в связи с чем они признаются несостоятельными.
Необходимости привлечения к участию в деле УК "ЖЭУ" судебная коллегия не усматривает, поскольку согласно дополнительному соглашению N2 к агентскому договору N 1018/1 от 30.06.2015 года, заключенному между УК "ЖЭУ" и истцом, последний принял на себя обязательство по начислению и приёму платежей за услуги по предоставлению тепловой энергии и горячего водоснабжения от потребителей, проживающих в доме по **
Поскольку ОАО "Кызылская ТЭЦ" в соответствии с жилищным законодательством предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирных домах, которыми управляет управляющая организация по договору управления, то ОАО "Кызылская ТЭЦ" осуществляет все права и обязанности исполнителя коммунальных услуг, предусмотренные п.п. 31, 32 и 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), включая определение размера платы за предоставленные коммунальные услуги и выставление собственникам помещений в многоквартирных домах платежных документов на оплату коммунальных услуг с указанием своих расчетных счетов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 32 и пунктом 40 Правил N 354 ОАО "Кызылская ТЭЦ", являющаяся исполнителем коммунальных услуг, вправе требовать от потребителя внесения платы за коммунальные услуги, потребленные в помещении, а также платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
В соответствии с п.п "у" п. 31 Правил N 354 исполнитель ("исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (п.2 Правил N 354)) обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учёта, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Потребитель ("потребитель" - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (п. 2 Правил N 354)) имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию (п.п. "и" п. 33 Правил N 354).
Согласно п.п. "и" п. 34 Правил N 354 потребитель обязан своевременно и в полном объёме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объёме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (п. 38 Правил N 354).
В соответствии с п. 42 (1) Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме и в случае наличия обязанности установки таких приборов учета в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(2) и 2(3) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением повышающего коэффициента.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (пункт 81 Правил N 354).
Согласно п. 81(1) Правил N 354 исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг (п. 81(2) Правил N 354).
Согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Представленный ответчиком акт допуска в эксплуатацию узлов учёта у потребителя от 27 сентября 2013 года свидетельствует о том, что был произведён технический осмотр прибора учёта теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителя Бурдуковского Г.А. по адресу: **. Прибор учёта допущен к эксплуатации, акт утверждён ООО УК "Жилсервис".
Истец предоставил судебной коллегии документы, подтверждающие доводы ответчика о том, что ООО УК "Жилсервис" неоднократно обращалось с заявкой о вводе в эксплуатацию общедомового узла учёта тепловой энергии в доме **. Из актов от 18.05.2015 года, от 22.05.2015 года, составленных с участием представителей истца и ООО УК "Жилсервис", следует, что имеющийся в указанном доме общедомовой узел учёта тепловой энергии не был допущен в связи с выявленными нарушениями постановления Правительства РФ N 1034 от 18.11.2013г. "О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителя".
Также из предоставленных истцом писем, адресованных в адрес третьего лица, следует, что ему неоднократно давались ответы на обращения, в которых разъяснялись правила ввода в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии.
Изложенные обстоятельства указывают, что ответчик вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ не представил доказательств того, что в спорном периоде многоквартирный жилой дом был оборудован общедомовым прибором учёта, в материалах дела отсутствуют показания общедомового прибора учёта.
Материалы дела также не содержат сведений о том, что во всех квартирах в указанном доме были приняты в установленном порядке в эксплуатацию индивидуальные приборы учёта
В связи с тем, что сведения об объемах потребления тепловой энергии жилым домом по прибору учету отсутствуют, начисление за отопление, горячее водоснабжение предъявлялось энергоснабжающей организацией на основании норматива потребления, что соответствует вышеуказанным положениям Правил 354.
Факт отпуска тепловой энергии, горячей воды ответчику в спорный период, объём отпуска и наличие задолженности подтверждены материалами дела, ответчиком в установленном порядке не опровергнуты.
Проверив представленный истцом расчет задолженности, суд первой инстанции обоснованно признал его правильным, как соответствующий требованиям действующего законодательства. Доказательств, опровергающих объём и качество отпущенной теплоэнергии, горячей воды ответчик не привёл, контррасчёт долга не представил.
Оплата Бурдуковским Г.А. по квитанции от 14 сентября 2015 года ** рублей была учтена истцом при расчёте общей суммы задолженности по установленным тарифам, поэтому не может влиять на судьбу принятого по делу решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 05 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 марта 2017 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.