Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
судей Бады-Сагаана А.В., Баутдинова М.Т.,
при секретаре Чимит Е.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бады-Сагаана А.В. гражданское дело по иску Салчак .В.В., Темир-Хая А.В. к Дербиной Н.П., мэрии г. Кызыла об устранении препятствий в пользовании земельным участком, по встречному иску Дербиной Н.П. к Салчаку В.В., Темир-Хая А.В. о признании недействительными свидетельства о праве на наследство, по апелляционной жалобе Дербиной Н.П. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 октября 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с учетом уточненных исковых требований к ответчику об устранении препятствий в пользовании земельным участком, указывая на то, что они являются наследниками умершей 03.03.1990 г. матери Салчак Р.О., в порядке наследования им перешел жилой дом по адресу: **. Указанный дом принадлежал Салчак Р.О. на основании договора купли-продажи, удостоверенного нотариусом 20.12.1989 г. Земельный участок, на котором расположен дом, предоставлен в бессрочное пользование Салчак Р.О. 10.12.2014 г. истцы обратились в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с заявлением об оформлении земельного участка, получив отказ, обратились в суд. Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 03.06.2015 г. на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва была возложена обязанность рассмотреть заявление истцов. 30.12.2015 г. Минземимуществом РТ издано распоряжение "О предварительном согласовании предоставления земельного участка". 09.03.2016 г. решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ приостановлено осуществление кадастрового учета в связи с тем, что спорный земельный участок пересекает границу земельного участка, расположенного по адресу: **, собственником которого является Дербина Н.П. Истцы считают, что отвод земельного участка ответчика произведен в нарушение норм земельного законодательства. Согласование границ участка произведено без наследников Салчак Р.О. Истцы узнали о нарушении своего права из выписки ЕГРП от 23.03.2016 г., а кто является надлежащим ответчиком - 09.03.2016 г., получив решение кадастровой палаты, о существовании постановления администрации г. Кызыла об отводе земельного участка Дербиной Н.П. узнали 14.06.2016 г. Просили признать недействительными межевой план от 15.12.2004 г. на земельный участок, постановление администрации г. Кызыла N от 16.03.2005 г. в части внесения изменений площадей в свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей N от 17.08.1993 г., п. 15 постановления администрации г. Кызыла N от 20.12.1999 г., внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади земельного участка, расположенного по адресу: **, обязать Дербину Н.П. восстановить смежную границу между земельными участками путем восстановления за свой счет ограждения (забора) между участками в соответствии с материалами инвентаризации.
Во встречном исковом заявлении Дербина Н.П. указала, что с 2006 г. жилой дом в натуре не существует, был снесен, на его месте строительство нового дома Салчаком В.В. и Темир-Хая А.В. не начиналось, истцы, недобросовестно действуя, в 2012 г. у нотариуса оформили право собственности на не существующее в натуре около шести лет имущество. Просила признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону, исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации права долевой собственности Салчака В.В. и Темир-Хая А.В. на жилой дом по адресу: ** от 29 августа 2012 г.
Решением суда исковые требования Салчака В.В. и Темир-Хая А.В. к Дербиной Н.П. удовлетворены, в удовлетворении встречного иска Дербиной Н.П. к Салчаку В.В. и Темир-Хая А.В. отказано.
Не согласившись с решением суда, Дербина Н.П. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение ввиду нарушения норм материального и процессуального права, указывая на то, что умершей Салчак Р.О. принадлежал только жилой дом, земельный участок, на котором находился дом, в собственности или пожизненном наследуемом владении Салчак Р.О. не находился. Дом сгорел в 1996 г., в 2006 г. она очистила участок от остатков фундамента сгоревшего дома, то есть фактически дом не существует.
В возражении относительно апелляционной жалобы представитель истцов Саин-Белек В.В. просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, указывая на то, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени получения документов о наследовании.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 29.02.2012 г., наследниками умершей 03.03.1990 г. Салчак Р.О. являются дети Темир-Хая А.В. и Салчак В.В., которым по 1/2 доле перешел жилой дом по адресу: **, принадлежащий наследодателю на праве собственности по договору купли-продажи, удостоверенного 20.12.1989 г. государственным нотариусом I-ой Кызылской государственной нотариальной конторы Тувинской АССР (л.д.24).
Из свидетельств о государственной регистрации права от 29.08.2012 г. следует, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 29.02.2012 г. указанный жилой дом находится в общей долевой собственности Темир-Хая А.В. и Салчака В.В. (л.д. 25-26).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 27.11.2014 г., земельный участок из категории земель населенных пунктов по адресу: ** имеет кадастровый номер ** общей площадью ** кв.м. с разрешенным использованием под индивидуальный жилой дом. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 03.06.2015 г. признано незаконным требование Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении дополнительных документов для приобретения Салчаком В.В. и Темир-Хая А.В. в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: **, возложена обязанность в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление истцов (л.д. 13-17).
Согласно распоряжению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 30.12.2015 г. N, Темир-Хая А.В. и Салчаку В.В. предварительно согласовано предоставление земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером **, расположенного по адресу: **, общей площадью 305 кв.м. (л.д. 27). На Салчака В.В. возложена обязанность обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения границ (л.д. 27).
09.03.2016 г. решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ N приостановлено осуществление кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером ** в связи с тем, что земельный участок пересекает границу земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: г **, собственником которого является Дербина Н.П.
Согласно сообщению филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" N от 20.06.2016 г. земельный участок с кадастровым номером ** общей площадью ** кв.м. по адресу: ** имеет статус "ранее учтенный" из категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным видом использования - под индивидуальный жилой дом (л.д. 35).
Как следует из землеустроительного дела квартала N, выполненного ОАО "Тывагипрозем", 05.05.2000 г. произведен обмер границ земельного участка по ** с кадастровым номером ** общей площадью ** кв.м., землевладельцем участка указана Дербина Н.П., согласовано с землепользователями по адресам: **., где напротив землевладельца Салчак Р.О. участка по **. расписалась Дербина Н.П. (л.д.123-126).
Из межевого дела, выполненного ОАО "Тывагипрозем", следует, что 09.12.2004 г. произведен обмер границ земельного участка, расположенного по адресу: **, с кадастровым номером ** общей площадью ** кв.м., землевладельцем участка указана Дербина Н.П., обмер согласован с землепользователями по адресам: **
Согласно выписке из постановления администрации г. Кызыла N от 20.12.1999 г. земельный участок по адресу: ** закреплен за Дербиной Н.П. в пожизненное наследуемого владение на основании договора купли-продажи жилого дома.
Согласно выписке из постановления администрации г. Кызыла N от 16.03.2005 г. на основании свидетельства на право пожизненного наследуемого владения землей N от 17.08.1993 г. Дербиной Н.П. передано в собственность бесплатно земельный участок категории земель поселений общей площадью N кв.м. с кадастровым номером ** по адресу: ** под индивидуальную жилую застройку. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.06.2005 г. на основании постановления администрации г. Кызыла N от 16.03.2005 г. Дербиной Н.П. на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: ** (л.д.137-149).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.03.2016 г. правообладателем земельного участка с кадастровым номером ** по ** указана Дербина Н.П. (л.д. 11-12).
Как следует из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ N от 04.10.2016 г. в составе землеустроительного дела, изготовленного в 2000 г. по результатам инвентаризации земель г. Кызыла, отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: **. Согласно исполнительному чертежу квартала N, смежным земельным участком по адресу ** является земельный участок, расположенный по адресу: **, закрепленный за Дербиной Н.П. (л.д. 122-126).
Удовлетворяя исковые требования Салчака В.В. и Темир-Хая А.В. к Дербиной Н.П., суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение требований ст.ст. 39 и 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при осуществлении кадастровых работ в связи с уточнением границ земельного участка Дербиной Н.П. с истцами, как со смежными землепользователями, не согласовано местоположение границ земельных участков.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласна, так как он основан на правильном применении норм материального права и соответствует обстоятельствам дела.
Одним из принципов земельного законодательства, закрепленного в п.п. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 35 этого же Кодекса при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с п. 2 ст. 271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Поскольку истцам в порядке наследования перешел жилой дом, расположенный по адресу: **, то у них возникает право и на земельный участок, на котором расположен дом.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 22, ч. 12 ст. 38 при постановке на кадастровый учет земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета представляется межевой план, форма и требования к его подготовке, которые устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу ч. 3 ст. 38 настоящего Федерального закона, если местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 39 местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе и на праве собственности.
Как установлено судом, смежным земельным участком земельного участка по ** является земельный участок по ** (прежний адрес **), прошедший процедуру межевания в 2004 году, постановленный на кадастровый учет 28.04.2005 г., собственником которого является Дербина Н.П.
При таких обстоятельствах судом обоснованно удовлетворены требования о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади земельного участка, расположенного по адресу: **, в соответствии с материалами инвентаризации и возложении обязанности на Дербину Н.П. восстановить смежную границу между земельными участками путем восстановления за свой счет ограждения между участками в соответствии с данными материалами инвентаризации, поскольку с землевладельцем земельного участка по **, как со смежным землепользователем, при осуществлении кадастровых работ в связи с уточнением границ земельного участка Дербиной Н.П. не согласовано местоположение границ земельных участков.
В остальной части решение суда также является законным и обоснованным.
Отсутствие существования в натуре ** по данному делу правового значения не имеет, поскольку Салчак Р.О. с 20.12.89 г. владела им на праве собственности, на дом имеются правоустанавливающие документы, кроме того, у Дербиной Н.П. не имеется субъективного права оспаривать право собственности истцов на указанный дом.
Доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судов, что не свидетельствует о допущенных ими нарушениях норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, в связи с чем считает, что решение суда является законным и обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02 марта 2017 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.