Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
судей Бады-Сагаана А.В., Баутдинова М.Т.,
при секретаре Чимит Е.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бады-Сагаана А.В. гражданское дело по иску Хахина И.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, об обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя ответчика начальника УФСИН России по Республике Тыва Бельмач В.Д. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 ноября 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с указанным выше иском к ответчикам, указывая на то, что в настоящее время проходит службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ, стаж работы в календарном исчислении составляет более 17 лет. 16.01.2014 г. обратился в территориальную подкомиссию с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369. 10.03.2016 г. комиссией ФСИН России вынесено решение об отказе в постановке на учет. Считает данное решение незаконным, так как вынесено с нарушением сроков и им были приложены все документы. Его дети с рождения проживали с ним по адресу: **, соответственно имели право пользования жилым помещением. В период с 23.10.2010 г. по 19.11.2013 г. дочь ** выписывалась с места регистрации, однако, фактически она проживала с ним. Ранее истцу социальная выплата не предоставлялась. Отказ в постановке на учет нарушает его права. Просил признать отказ в постановке на учет необоснованным и обязать поставить его на учет.
Решением суда иск удовлетворен частично. Признан незаконным отказ комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 10.03.2016 г. в постановке на учет Хахина И.А. Суд обязал Федеральную службу исполнения наказаний России поставить на учет Хахина И.А. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, начальник УФСИН России по Республике Тыва Бельмач В.Д. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить ввиду его незаконности, указав, что подсудность дела установлена не верно, поскольку обжалуется решение ФСИН России, который находится в г. Москве, согласно требованиям Правил истец должен был представить финансовые лицевые счета, не имеется доказательств совместного проживания истца с детьми с 2004 г., судом не учтено, что ** проживала с 23.11.2010 г. по 19.11.2013 г. по месту жительства матери,
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм, право на социальную выплату сохраняют действующие сотрудники, принятые на учёт нуждающихся в период прохождения службы.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона единовременная социальная выплата (далее - ЕСВ) предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в частности, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Частью 6 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона установлено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительством Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил принятие сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 5 Правил приведён перечень документов, которые сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения вместе с заявлением в целях постановки на учёт, в том числе: копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (пп. "б"); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (пп. "з").
Пунктом 7 Правил установлено, что на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учёт. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, 16.01.2014 г. на имя директора ФСИН России от Хахина И.А. поступил рапорт о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369. Дети: **, ** г.р., **, ** г.р. Согласно выписке из домовой книги N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МКУ ДСП мэрии г. Кызыла, Хахин И.А. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ** с 04.06.2004 г. по настоящее время, его дочери ** и ** с 19.11.2013 г. по настоящее время. Собственником данного жилья является У.З.Г. Истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения. Ему и членам его семьи ранее ЕСВ не предоставлялась.
Согласно выписке из решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Тыва единовременной социальной выплаты от 04.02.2014 г. следует, что решено направить в ФСИН России пакет документов для принятия решения о постановке Хахина И.А. на учёт для получения единовременной социальной выплаты.
Согласно выписке из протокола N от 10.03.2016 г. заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты по приобретению или строительства жилого помещения Хахин И.А., ** обратился с рапортом о принятии на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 16.01.2014 г. Заявитель с 2004 г. и дети с 19.11.2013 г. по настоящее время зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 33 кв.м по адресу: **, принадлежащем на праве собственности У.З.Г., не указан как родственник заявителя. Представлена выписка из домовой книги, согласно которой числится 7 постоянно зарегистрированных человека. Отсутствует копия финансового лицевого счёта, информация о площади и собственнике представлена. Не представлена информация по детям за последние 5 лет. Представлены справки из БТИ и выписки из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, представленные территориальными Управлениями Росреестра. Ранее Хахину И.А. единовременная социальная выплата не предоставлялась. Постановлено: отказать Хахину И.А. в постановке на учёт для получения ЕСВ в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N369.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что истцом при подаче документов на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с требованиями п.п. "б", "з" ч. 5 Правил представил выписку из домовой книги по месту фактического проживания и регистрации за последние 5 лет до подачи заявления, а также сведения о регистрации детей, тем самым отразил, что его дети с 19.11.2013 г. зарегистрированы по указанному адресу. Не представление копии финансовых лицевых счётов на жилое помещение не может являться основанием, исключающим право истца на получение социальной выплаты. Кроме того, в ходе судебного разбирательства представлена справка о том, что финансовые лицевые счета на дома из частного сектора не ведутся.
Судебная коллегия с таким выводом согласна, поскольку п. 5 Правил предусмотрено представление сотрудником одного из указанных в этом пункте документов: выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с места жительства либо заменяющих их документов.
Приказом ФСИН России от 29.08.2013 г. N 496 утверждён Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Порядок).
Согласно п. 10.1 вышеуказанного Порядка документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в книге учета заявлений.
Поскольку истцом подано заявление на период действия Приказа ФСИН России от 29.08.2013 г. N 496, то его заявление должно было быть рассмотрено комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приема (получения) документов.
Признав незаконным отказ ФСИН России в постановке истца на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд в целях восстановления его нарушенного права обоснованно обязал ФСИН России принять истца на учёт для получения единовременной социальной выплаты.
Поскольку одним из ответчиков по делу являлось УФСИН России по РТ, имеющее юридический адрес: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Чехова, д. 2, рассмотрение дела Кызылским городским судом Республики Тыва являлось правомерным.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны возражениям, приводившимся стороной ответчика в ходе судебного разбирательства, они являлись предметом исследования и оценки суда, по существу сводятся к переоценке выводов суда, изложенных в решении, и не ставят под сомнение правильность постановленного решения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03 марта 2017 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.