Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Салчак А.А.,
судей Железняковой С.А., Монгуша Р.Н.
при секретаре М
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ААП к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва о признании незаконным отказа в перерасчёте земельного налога и обязании произвести перерасчёт суммы налога по апелляционной жалобе административного истца ААП на решение Кызылского городского Республики Тыва от 12 сентября 2016 года,
Заслушав доклад судьи Железняковой С.А., пояснения представителей административного истца - СЕЕ, КАВ, поддержавших апелляционную жалобу,
УСТАНОВИЛА:
ААП обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва (далее - МРИ ФНС России по N 1 по РТ, налоговый орган) о признании незаконным отказа в перерасчёте земельного налога и обязании произвести перерасчёт суммы налога, указав, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, находящийся по адресу: **. Решением Верховного Суда Республики Тыва от 27 октября 2014 года её заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворено. Кадастровая стоимость земельного участка установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 мая 2012 года в размере ** рублей. 11 мая 2016 года она обратилась в налоговый орган с заявлением о перерасчёте земельного налога по состоянию на 30 мая 2012 года на основании решения Верховного Суда РТ. 30 мая 2016 года налоговый орган отказал в перерасчёте, указав, что по сведениям, поступившим из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва кадастровая стоимость по земельному участку изменена в сторону уменьшения с 1 января 2016 года. Считает, что с момента вступления в законную силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. Просит признать незаконным отказ МРИ ФНС России по N 1 по РТ произвести перерасчёт земельного налога, обязать МРИ ФНС России по N 1 по РТ произвести перерасчёт земельного налога с учётом ранее уплаченных сумм налога.
Решением суда от 12 сентября 2016 года административное исковое заявление ААП удовлетворено. Суд признал незаконным отказ МРИ ФНС России N 1 по РТ в перерасчёте земельного налога. Обязал МРИ ФНС России N 1 по РТ произвести перерасчёт земельного налога с учётом ранее уплаченных сумм по земельному налогу с 2015 года.
Не согласившись с решением суда, административный истец ААП подала апелляционную жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что не согласна с решением в части обязания произвести перерасчёт сумм земельного налога с 2015 года. В судебном заседании суд неоднократно уточнял, с какого времени она просит произвести перерасчёт сумм земельного налога. Представителем истицы указывалось, что с 30 мая 2012 года должен быть произведён перерасчёт, то есть на момент формирования земельного участка. Суд в решении указывает, что заявление удовлетворено в полном объёме, между тем, с учётом исковых требований суд удовлетворил требования частично, поскольку обязал произвести перерасчёт земельного налога только с 2015 года. Перерасчёт налога должен быть произведён, начиная с 30 мая 2012 года.
Административный истец ААП, представитель административного ответчика - МРИ ФНС России N 1 по РТ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представители административного истца - СЕЕ, КАВ в судебном заседании поддержали апелляционную жалобу, пояснив, что они просят обязать произвести перерасчёт с 2014 года.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, их должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьёй 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
11 мая 2016 года административный истец ААП обратилась в МРИ ФНС России N1 по РТ с заявлением о перерасчёте сумм земельного налога с 2010 года за земельный участок, расположенный по адресу: **, на основании решения Верховного Суда Республики Тыва от 27 октября 2014 года, которым кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка была установлена в размере ** рублей.
30 мая 2016 года МРИ ФНС России N1 по РТ отказала ААП в пересчёте земельного налога, указав, что по сведениям, поступившим из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва кадастровая стоимость по земельному участку, находящемуся по адресу: ** изменена в сторону уменьшения с 1 января 2016 года.
ААП обратилась с административным иском об оспаривании отказа МРИ ФНС России N 1 по РТ 10 июня 2016 года, следовательно, трёхмесячный срок на обращение в суд ею не пропущен.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьёй 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 настоящего Кодекса. На основании пункта 1 статьи 391 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения налоговым органом об отказе в перерасчёте) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Налоговым периодом по земельному налогу признаётся календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Согласно абзацу 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Возможность осуществления перерасчёта земельного налога установлена пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ААП принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: **, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14 апреля 2010 года.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 27 октября 2014 года, вступившим в законную силу 18 февраля 2015 года, удовлетворён иск ААП к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, Суд установилкадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего на праве собственности ААП, находящегося по адресу: **, равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 мая 2012 года в размере ** рублей.
Согласно налоговым уведомлениям, имеющимся в материалах дела, ААП рассчитан земельный налог за 2012 - 2015 годы за земельный участок, расположенный по адресу: **. исходя из кадастровой стоимости в размере ** рублей.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя административный иск ААП, исходил из того, что с момента вступления в силу судебного акта о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка, с этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в изменённом виде. Поскольку из ответа ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" следует, что сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 4 июня 2015 года, то, следовательно, кадастровая стоимость подлежит изменению в сторону уменьшения с 4 июня 2015 года, а суммы налога подлежат перерасчёту с 2015 года.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Обстоятельством, имеющим юридическое значение по данному административному делу, является дата подачи административным истцом в суд заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Судебной коллегией установлено, что ААП с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости обратилась в Верховный Суд Республики Тыва 1 октября 2014 года. В связи с этим установленная решением Верховного Суда Республики Тыва от 27 октября 2014 года кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: **, подлежит применению в целях определения налоговой базы для исчисления земельного налога, начиная с 1 января 2014 года.
При установленных по делу обстоятельствах и действующем правовом регулировании суммы земельного налога, начисленные ААП за 2010-2013 годы, не подлежат перерасчёту.
На основании изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит изменению. Административный иск ААП подлежит удовлетворению частично, так как отказ налогового органа в перерасчёте земельного налога за 2014, 2015 годы является незаконным. На основании пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ устранить допущенное нарушение прав административного истца возможно путём возложения на налоговый орган обязанности в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчёт земельного налога, начисленного ААП за 2014, 2015 годы за земельный участок, расположенный по адресу: **, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере ** рублей. Об исполнении решения суда налоговый орган обязан сообщить административному истцу и в Кызылский городской суд Республики Тыва в месячный срок.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 сентября 2016 года изменить, изложив в следующей редакции:
"Административное исковое заявление ААП к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва о признании незаконным отказа в перерасчёте земельного налога и обязании произвести перерасчёт суммы налога удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва в перерасчёте земельного налога, начисленного ААП за 2014, 2015 годы за земельный участок, расположенный по адресу: **
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда произвести перерасчёт земельного налога, начисленного ААП за 2014, 2015 годы за земельный участок, расположенный по адресу: **, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере ** рублей.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда сообщить ААП и Кызылскому городскому суду Республики Тыва об исполнении решения суда".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 февраля 2017 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.