Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А.
при секретаре М,
с участием административного истца КАА, представителя административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва ССА,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению КАА к Правительству Республики Тыва, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
КАА обратилась с административным исковым заявлением к Правительству Республики Тыва, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва (далее - Управление Росреестра по Республике Тыва) об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, указывая на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью ** кв.м., находящегося по адресу: ** (далее - земельный участок). По результатам проведённой государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 30 мая 2012 года составила **. Согласно отчёту от 21 мая 2015 года N оценщика ККК рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 30 мая 2012 года составляет ** рублей. Экспертным заключением от 1 июня 2015 года N эксперт МСА признал отчёт от 21 мая 2015 года N оценщика ККК соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Считает, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, поскольку установлена не в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Тем самым нарушаются права КАА, так как на неё возлагается обязанность по уплате земельного налога в завышенном размере. Просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 мая 2012 года в размере ** рублей.
В судебном заседании административный истец КАА поддержала административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Республике Тыва ССА в судебном заседании пояснила, что не возражает против удовлетворения поданного иска, исходя из заключения экспертизы о рыночной стоимости земельного участка.
В судебное заседание представитель административного ответчика - Правительства Республики Тыва, представитель заинтересованного лица - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель заинтересованного лица - Мэрии г Кызыла в судебное заседание также не явился, заинтересованное лицо извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва от 23 января 2014 года, КАА на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населённых пунктов, с разрешённым использованием: под торгово-складской комплекс, общей площадью ** кв.м., расположенного по адресу: **.
Как установлено судом, ? доля вышеуказанного земельного участка находилась в собственности КАА с 21 августа 2006 года, ? доля перешла по наследству после смерти её супруга ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьёй 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 настоящего Кодекса.
Результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка затрагивают права и обязанности КАА, поскольку земельный налог исчисляется ей исходя из кадастровой стоимости земельного участка, поэтому административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
На основании пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичная норма содержится в абзаце одиннадцатом статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Согласно кадастровой справке, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва (далее - ФГБУ "ФКП" по Республике Тыва) 14 октября 2016 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, находящегося по адресу: **, по состоянию на 14 октября 2016 года составляет ** рублей.
Кадастровая стоимость земельного участка административного истца определена на основании постановления Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2012 года N736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Республики Тыва", опубликованного в приложении к газете "Тувинская правда" от 12 января 2013 года.
Из приложения N1 к данному постановлению Правительства Республики Тыва следует, что кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером N определена в размере ** (порядковый N).
Абзацем четвёртым статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с абзацем вторым статьи 24.15 указанного Федерального закона при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Из справки, выданной филиалом ФГБУ "ФКП" по Республике Тыва 14 октября 2016 года, видно, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 30 мая 2012 года, то есть на дату формирования перечня объектов для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Согласно части 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указаны: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административный истец КАА в подтверждение рыночной стоимости принадлежащего ей земельного участка представила отчёт от 21 мая 2015 года N, выполненный ККК, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 30 мая 2012 года составляет ** рублей.
Статьёй 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена экспертиза отчёта экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчёта, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации.
По результатам экспертизы отчёта от 21 мая 2015 года N, проведённой Экспертным советом общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", отчёт признан соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, о чём составлено экспертное заключение от 1 июня 2015 года N.
В ходе рассмотрения дела судом было удовлетворено ходатайство представителя административного истца РВВ о назначении судебной экспертизы об определении рыночной стоимости земельного участка.
Определением Верховного суда Республики Тыва от 10 января 2017 года назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО " Н".
Из заключения экспертов ООО " Н" N следует, что отчёт, выполненный ККК от 21 мая 2015 года N, не соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки. Рыночная стоимость земельного участка по адресу: **, с кадастровым номером N, общей площадью ** кв.м., по состоянию на 30 мая 2012 года составляет ** рублей.
Согласно части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьёй 84 настоящего Кодекса.
В силу частей 1, 2 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" сказано, что, исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Отчёт от 21 мая 2015 года N, составленный ККК., суд не принимает в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку вывод оценщика о рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего административному истцу, основан на недостоверной информации об аналогах, что подтверждается ответом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 9 января 2017 года исх. N ММ-5, на неполной информации о количественных и качественных характеристиках всех объектов улучшения земельного участка, количество источников информации в отчёте недостаточно, справочная информация по аналогам N4 и N5 не соответствует действительности.
Заключение судебной экспертизы N, подготовленное экспертами ООО " Н", соответствует требованиям федерального законодательства и требованиям федеральных стандартов. Приведённые в заключении судебной экспертизы выводы экспертов не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчёты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение экспертов относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведёнными расчётами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого земельного участка основано на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчётных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В частности, экспертами произведён анализ рынка земельных участков, иных внешних факторов, не относящихся к объекту оценки, но влияющих на его стоимость, собрана и проанализирована информация, необходимая для проведения оценки земельного участка. Экспертами составлено описание объекта оценки. Предоставлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, в частности его площади, вида разрешённого использования; другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, влияющие на его стоимость.
Вышеуказанное экспертное заключение подготовлено лицами, обладающими правом на проведение подобного рода исследования, предупреждёнными об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, у них имеется высшее образование и специальное дополнительное образование, стаж экспертной работы; само заключение содержит подробное описание проведённого исследования, приведены выводы, на основании этого исследования даны ответы на поставленные вопросы.
В связи с чем суд приходит к выводу, что указанная в заключении экспертов ООО " Н" N итоговая величина рыночной стоимости земельного участка, определённая на 30 мая 2012 года, является достоверной.
Доказательств, опровергающих установленную заключением экспертов рыночную стоимость земельного участка, и сведений об его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление КАА об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости обоснованно и подлежит удовлетворению, кадастровая стоимость земельного участка, находящегося по адресу: **, подлежит установлению равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 мая 2012 года в размере ** рублей.
Согласно абзацу 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Датой обращения административного истца с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в суд является ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-179, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление КАА к Правительству Республики Тыва, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105051:163, принадлежащего на праве собственности КАА, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под торгово-складской комплекс, общей площадью ** кв.м., находящегося по адресу: **, равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 мая 2012 года в размере ** рублей.
Датой подачи заявления КАА об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости считать 25 ноября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 3 марта 2017 года.
Судья С.А. Железнякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.