Судья Верховного Суда Республики Мордовия Михеев О.С. рассмотрев 10 марта 2017 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу ООО "СтройКарьер" на решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 26 января 2017 г.
установил:
постановлением начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному району П.В.В. от 21 декабря 2016 г. юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "СтройКарьер" (далее - ООО "СтройКарьер") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
Решением судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 26 января 2017 г. постановление начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному району П.В.В. от 21 декабря 2016 г., вынесенное в отношении ООО "СтройКарьер" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 КоАП Российской Федерации изменено, размер административного штрафа снижен до "данные изъяты".
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, защитник ООО "СтройКарьер" Потапов А.Н. не оспаривая события административного правонарушения, просил решение судьи отменить в части установления размера административного штрафа, снизив его до 75 000 рублей.
В судебное заседание защитник ООО "СтройКарьер" не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица.
Необходимости в допросе должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, не усматриваю.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 12.34 КоАП Российской Федерации несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 17 данного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог устанавливает Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Нормативный срок ликвидации зимней скользкости согласно примечанию к пункту 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации и составляет для дорог группы А - 4 часа, группы Б - 5 часов, группы В - 6 часов. При этом пунктом 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
В силу пунктов 1.1, 1.2 и 4.4.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах (Отраслевой дорожный методический документ), утвержденного распоряжением Минтранса России от 16 июня 2003 г. NОС-548-р настоящее Руководство устанавливает основные требования по организации, технологиям работ при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, обеспечению условий безопасности дорожного движения в зимний период.
Руководство является обязательным для государственных предприятий и организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих работы по зимнему содержанию федеральных автомобильных дорог, и может быть использовано на дорогах общего пользования территориального значения и дорогах муниципального подчинения.
Работы по борьбе с зимней скользкостью должны обеспечивать транспортно-эксплуатационное состояние дорог, удовлетворяющее требованиям ГОСТ Р 50597-93, и соответствовать заданному уровню содержания.Для выполнения этих требований осуществляют следующие мероприятия:
- профилактические, цель которых не допустить образования зимней скользкости на дорожном покрытии или максимально снизить прочностные характеристики снежно-ледяных образований при их возникновении на покрытии, ослабить сцепление слоя снежно-ледяных отложений с покрытием;
- повышение сцепных качеств дорожных покрытий при образовании на них снежно-ледяных отложений, уплотненного снега или гололедной пленки за счет создания искусственной шероховатости или расплавления снежно-ледяных отложений или гололедных пленок.
Для предупреждения образования или ликвидации зимней скользкости проводят следующие мероприятия:
- профилактическую обработку покрытий противогололедными материалами до появления зимней скользкости или в начале снегопада, чтобы предотвратить образование снежного наката;
- ликвидацию снежно-ледяных отложений с помощью химических или комбинированных ПГМ;
- обработку снежно-ледяных отложений фрикционными материалами.
В пунктах 2.1 - 2.4 указанного Руководства все виды снежно-ледяных отложений, образующихся на дорожном покрытии подразделяют на рыхлый снег, снежный накат и стекловидный лед.
Таким образом, из приведенных норм следует, что требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в зимнее время включают в себя не только мероприятия по повышению сцепных качеств дорожных покрытий при образовании на них снежно-ледяных отложений или гололедных пленок, но и профилактические мероприятия, цель которых не допустить образования зимней скользкости, с использованием в том числе различной метеорологической информации (пункт 3.3.1 указанного Руководства).
Из материалов дела усматривается, что ООО "СтройКарьер" привлечено к административной ответственности в связи с тем, что 13 декабря 2016 г. в 09 час. 30 мин. на 9, 11, 17 км. сообщением Рузаевка - Сузгарье - Ключарево - п. Левженский - Саранск - Рузаевка не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги, на проезжей части автодороги имеется снежный накат, наледь, проезжая часть не обработана песко-соляной смесью, в нарушение требований пункта 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93.
Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: определением "N" о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 13 декабря 2016 г., актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 13 декабря 2016 г., сводкой Мордовского ЦГМС - филиала ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС" о погодных условиях на 13 декабря 2016 г., государственным контрактом "N" на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Мордовия и искусственных сооружений на них от 14 декабря 2015 г., государственным контрактом "N" на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Мордовия и искусственных сооружений на них от 14 декабря 2015 г., протоколом "N" об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом от 20 декабря 2016 г., постановлением по делу об административном правонарушении от 21 декабря 2016 г.
Кроме того, в путевом листе грузового автомобиля ООО "СтройКарьер" "N" от 13/14 декабря 2016 г. (л.д.25) имеются противоречивые сведения, согласно которым в графе "выезд из гаража" 13 декабря 2016 г. указано время "10 час. 00 мин". На обороте вышеуказанного путевого листа в графе "последовательность выполнения задания" указано: База - Сузгарье - Ключарево - Рыбхоз - База "выезд 7:30, заезд 9:10", таким образом, вышеуказанные сведения не могут служить достоверным подтверждением совершения действий по поддержанию надлежащего состояния дороги.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что Общество является ответственным лицом за надлежащее состояние автомобильной дороги для безопасности дорожного движения, что не оспаривалось в процессе судебного разбирательства, проанализировав заключенный государственный контракт "N" на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Мордовия и искусственных сооружений на них от 14 декабря 2015 г., а также государственный контракт "N" на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Мордовия и искусственных сооружений на них от 14 декабря 2015 г., согласно которым ООО "СтройКарьер" принимает на себя обязательства по обеспечению выполнения комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Мордовия и искусственных сооружений на них, расположенных в Рузаевском муниципальном районе, а также сохранности имущественного комплекса, включая дорожные сооружения, судья районного суда пришел к правильному выводу о правомерности привлечения ООО "СтройКарьер" к административной ответственности по статье 12.34 КоАП Российской Федерации.
При этом административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП Российской Федерации в размере менее минимально, определенного санкцией статьи 12.34 КоАП Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств дела, принципов справедливости и соразмерности наказания, недопущения избыточного ограничения прав лица, привлекаемого к административной ответственности. В силу прямого указания части 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации применительно к рассматриваемому случаю размер штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц статьей 12.34 КоАП Российской Федерации, в связи с чем, доводы жалобы о несоразмерности штрафа не могут быть приняты во внимание.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка, оснований для удовлетворения жалобы и изменения судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 КоАП Российской Федерации, судья
решил:
решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 26 января 2017 г. оставить без изменения, жалобу ООО "СтройКарьер" - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано путем подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя суда.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия О.С. Михеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.