Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи Кисилевской Т.В.
судей коллегии Атрошкиной В.Т., Рахимкуловой Н.Р.,
при секретаре Сазановой С.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Линник Н.Н. на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Атрошкиной В.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Линник Н.Н. обратилась в суд с иском к Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу Администрации муниципального образования город Ноябрьск, Администрации муниципального образования город Ноябрьск (далее -НГДИ, Администрация) об оспаривании распоряжения N от 31 августа 2016 года "Об отмене распоряжения Администрации города от 19.07.2016 N З-1867 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка", о признании незаконным Постановления Администрации МО г. Ноябрьска от 30 августа 2016 года NП-673 "Об установлении соответствия между разрешённым использованием земельного участка и видом разрешённого использования земельных участков, установленных классификатором видов разрешённого использования земельных участков", о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, о возложении обязанности по предоставлению в собственность земельного участка с кадастровым номером N для ведения личного подсобного хозяйства и заключения договора купли-продажи.
В обоснование требований иска указала, что 4 мая 2016 года обратилась в НГДИ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (далее - участок, ЛПХ) площадью 6000 кв.м., на праве собственности. Распоряжением Главы Администрации города Ноябрьск N от 19.07.2016 года согласовано предварительное предоставление земельного участка, утверждена схема, земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера N. После чего она. обратилась с заявлением о предоставлении участка в собственность без проведения торгов, однако оспариваемыми распоряжениями отменено ранее принятое решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, отказано в предоставлении земельного участка, что явилось поводом обращения в суд.
В судебном заседании Линник Н.Н., а также её представители Линник Д.М. и Аманкулова Э.Б., участвующие в деле на основании письменного ходатайства истицы на требованиях иска настаивали.
Представитель ответчика НГДИ Гайдар А.А., представители ответчика Администрации МО г. Ноябрьск - Захарова В.С. и Каплюк Е.Г., иск не признали. Указали, что основанием для отмены ранее изданного распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка явилось допущенное нарушение в части превышения площади предоставляемого земельного участка, предусмотренному предельному размеры.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец Линник Н.Н. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что оспариваемые распоряжения органа местного самоуправления не соответствуют действующему законодательству, приводит тому обоснования со ссылкой на нормы действующего законодательства и анализ соответствующего законодательства.
В письменных возражениях ответчики ссылались на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, их участие в судебном заседании обеспечено использованием системы видеоконференц-связи.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 4 мая 2016 года Линник Н.Н. обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности для личного подсобного хозяйства.
Распоряжением Администрации города Ноябрьск от 19.07.2016 N З-1867 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" Линник Н.Н. предварительно согласован в целях предоставления в собственность земельный участок площадью 6000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - приусадебный участок личного подсобного хозяйства, адресные ориентиры: "адрес", (далее - земельный участок), утверждена схема расположения земельного участка.
11 августа 2016 года указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером N с указанием категории земель (земли населенных пунктов) и вида разрешенного использования (приусадебный участок личного подсобного хозяйства).
В тот же день Линник Н.Н. обратилась в Администрацию МО г.Ноябрьск с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
31 августа 2016 года Линник Н.Н. в своем заявлении просила оставить заявление о предоставлении земельного участка без рассмотрения.
12 сентября 2016 года Линник Н.Н. повторно обратилась с заявлением о предоставлении названного земельного участка в собственность.
Распоряжением Администрации МО г. Ноябрьск от 31 августа 2016 N З-2503 отменено распоряжение от 19.07.2016 N З-1867 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка".
Уведомлением от 11 октября 2016 года до сведения истца доведен отказ в предоставлении земельного участка.
Постановлением Администрации муниципального образования г. Ноябрьск от 30 августа 2016 года NП-673 в том числе для спорного земельного участка установлен вид разрешенного использования как индивидуальное жилищное строительство.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что предварительно согласованный земельный участок превышает установленные законом допустимые размеры, предварительное согласование его предоставления являлось неправомерным, оспариваемым распоряжением были устранены допущенные нарушения, оснований для предоставления спорного земельного участка не имеется.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.
В силу п.1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу положений пп.1 п.8 ст. 39.15, пп.3 п.16 ст.11.10, п.2 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка является, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, в том числе относительно предельных размеров земельного участка.
В соответствии с земельным законодательством, в отношении образуемых земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры.
Пунктом 1 статьи 11.9 этого же Кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решением Городской Думы МО город Ноябрьск от 25.11.2009 N 97-Д утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Ноябрьск, в которых не регулируются вопросы максимальных или минимальных размеров земельных участков с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с чем, их размеры не устанавливаются градостроительными регламентами и действие данных регламентов на такие участки не распространяется.
Следовательно, размеры земельных участков с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства подлежат установлению, в данном случае, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, регулируются Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ установлено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га.
В силу пункта 4 ст.4 названного выше Федерального закона предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.
Решением Городской Думы МО город Ноябрьск от 01.11.2013 N 619-Д утверждены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков в муниципальном образовании город Ноябрьск.
Так, максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в собственности муниципального образования город Ноябрьск, а также земельных участков, находящихся в государственной собственности, расположенных в границах муниципального образования город Ноябрьск для ведения личного подсобного хозяйства, составляет - 0,15 га. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности муниципального образования город Ноябрьск для личного подсобного хозяйства, составляет - 0,04 га.
Образованный и предварительно согласованный земельный участок Линник Н.Н. площадью 6000 кв.м. (0,6 га) не соответствуют установленному максимальному размеру земельного участка, предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства.
Как установлено судом, на территории муниципального образования город Ноябрьск предельные размеры названной категории земельных участков правилами землепользования и застройки не предусмотрены, градостроительные регламенты в отношении таких участков не установлены, в связи с чем правовых оснований для определения их предельных размеров исходя из градостроительного регламента не имеется.
Наличие функциональных зон земельных участков (сельскохозяйственное использование земель) на карте генерального плана муниципального образования город Ноябрьск, на что указывает истец в апелляционной жалобе, не свидетельствует о том, что в отношении данного конкретного участка установлены градостроительные регламенты, общее зонирование территорий не указывает на невозможность применения специального законодательства о предельных размерах земельных участков, расположенных в общих границах данных функциональных зон.
Доводы апелляционной жалобы об обратном, основаны на неправильном толковании норм федерального и регионального законодательства, регламентирующих порядок предоставления земельных участков, в том числе статьи 6.1 Закона ЯНАО от 19.06.2009 N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе", предусматривающий максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство как 0,6 га.
В соответствии со статьями 2, 7, 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" орган местного самоуправления не лишен права на отмену или приостановления действия ранее изданных муниципальных правовых актов, при этом такие решения не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 26.05.2011 N 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Поскольку несоответствие истребуемого Линник Н.Н. земельного участка установленному предельному размеру земельного участка, предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства, изначально являлось основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, постольку действия органа местного самоуправления по отмене незаконного распоряжения о предварительном согласовании предоставления Линник Н.Н. земельного участка являются правомерными.
Доводы апелляционной жалобы об обратном, в том числе со ссылкой на обстоятельства предоставления иных земельных участков иным лицам, не могут быть признаны обоснованными в силу вышеуказанного.
Не могут быть приняты во внимание также доводы истца относительно изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка. Поскольку в предоставлении спорного земельного участка истцу отказано, постольку последующими действиями органа местного самоуправления по изменению вида разрешенного использования названного земельного участка с "для личного подсобного хозяйства" на "индивидуальное жилищное строительство" не затронуты законные интересы Линник Н.Н. и не нарушены ее права.
В указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда ЯНАО от 6 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судья /подпись/ В.Т. Атрошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.