Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Кисилевской Т.В.,
судей коллегии Бреевой С.С., Атрошкиной В.Т.
при секретаре Мусаевой З.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Токарева В.М. на решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 декабря 2016 года, которым постановлено:
Отказать Токареву В.М. в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Бреевой С.С., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
УСТАНОВИЛА:
Токарев В.М. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - ГУ - Отдел ПФ РФ в Тазовском районе) о включении периода стажа работы с тяжелыми условиями труда, оценке пенсионных прав.
Требования мотивированы тем, что при оценке его пенсионных прав органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, был учтен средний заработок за период с 1 июля 1987 года по 30 июня 1992 года, а в стаж работы с особыми условиями труда включен период с 20 октября 1986 года по 31 января 1987 года. С учетом включения в специальный стаж указанного периода, полагает, что по состоянию на 1 января 2002 года он имел стаж работы с особыми условиями труда более 8 лет 4 месяцев, что при оценке его пенсионных прав предполагает применение районного коэффициента 1,8 к расчетному размеру пенсии, поскольку он работал в районах Крайнего Севера, где выплачивается к заработной плате районный коэффициент.
Просит обязать ответчика включить период с 20 октября 1986 года по 31 января 1987 года в стаж, дающий права на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона РФ N 173-ФЗ при наличии стажа работы с тяжелыми условиями труда; произвести начисление страховой пенсии по п. 4 ст. 30 Закона РФ N 173-ФЗ с применением районного коэффициента 1,8 и среднего заработка за период с 1 июля 1987 года по июнь 1992 года.
В судебном заседании истец Токарев В.М. и его представитель Стороженко С.А. просили удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика Томилина С.М. просила отказать в иске.
Судом принято решение, резолютивная часть которого указана выше, с которым не согласен истец Токарев В.М.
В апелляционной жалобе истец Токарев В.М. просит решение суда отменить в части, ссылаясь на его незаконность и необоснованность и принять новое решение. Указывает о наличии у него стажа работы в районах Крайнего Севера на работах с тяжелыми условиями труда до 1 января 2002 года 5 лет 9 месяцев 22 дня, который подлежит исчислению в полуторном размере в соответствии с абз. 26 п. 4 ст. 30 ФЗ N 173-ФЗ, что судом при рассмотрении дела учтено не было. Кроме того, полагает о наличии права на установление расчетного размера пенсии с применением районного коэффициента 1,8.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник Отдела ПФ РФ в Тазовском районе Нигматулина Т.Л. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции стороны участие не принимали, извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требования о включении в стаж работы с тяжелыми условиями труда периода работы с 20 октября 1986 года по 31 января 1987 года и применения среднего заработка за период с 1 июля 1987 года по июнь 1992 года при оценке пенсионных прав в связи с их добровольным удовлетворением ответчиком истцом не обжалуется, а потому предметом апелляционного рассмотрения в силу требований ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ не является.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, определение правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии определен Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) (далее - ФЗ N 173-ФЗ).
Положениями пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ N 173-ФЗ определено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с п. 2 ст. 28.1 ФЗ N 173-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.12.2008 N 319-ФЗ) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 1 - 10 и 16 - 18 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173-ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
В рамках ст. 30 ФЗ N 173-ФЗ органы, уполномоченные осуществлять пенсионное обеспечение, осуществляют оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по приведенной в данной статье формуле и определяют расчетный размер трудовой пенсии.
При исчислении расчетного размера трудовой пенсии (п. 2 ст. 28 ФЗ N 173-ФЗ) учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 -2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 года. В последующем рассчитывается отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период в размере 1,2; для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях такое отношение учитывается не свыше 1,7.
Порядок определения соотношения заработков и подсчета трудового стажа лиц, проживающих в указанных районах (местностях), содержится в разъяснении Минтруда России от 22 апреля 2003 года N 3 "О порядке применения п. 2 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", утвержденном постановлением Минтруда России от 22 апреля 2003 года N 22 по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно указанному разъяснению, в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной плате в РФ для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей, повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ в размере не свыше 1,4; 1,7; 1,9 (по общему правилу - не свыше 1,2), применяется (независимо от вида пенсии) для следующих категорий:
- для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- для лиц, независимо от их места жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на 1 января 2002 года страховой стаж соответственно 25 и 20 лет.
Судом установлено, что Токарев В.М. с 18 ноября 2014 года является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 и п. 2 ст. 28.1 ФЗ N 173-ФЗ.
По состоянию на 1 января 2002 года страховой стаж истца 17 лет 11 месяцев 28 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера 9 лет 4 месяца, из них стаж работы с особыми условиями труда 5 лет 9 месяцев 4 дня.
Поскольку стаж работы Токарева В.М. в районах Крайнего Севера по состоянию на 1 января 2002 года составлял менее необходимого, что подтверждается копией трудовой книжки, то права для применения районного коэффициента 1,8 к расчетному размеру трудовой пенсии у застрахованного лица не возникло.
Таким образом, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации при исчислении размера трудовой пенсии Токарева В.М. правомерно ограничено размером 1,2.
Доводы истца об исчислении периода его работы в районах Крайнего Севера в полуторном размере правомерно отклонены судом первой инстанции как основанные на неверном толковании норм п. 4 ст. 30 ФЗ 173-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено, что оценка пенсионных прав Токарева В.М. по состоянию на 1 января 2002 года органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, произведена в соответствии с п. 3 ст. 30 ФЗ N 173-ФЗ, по наиболее выгодному для него варианту определения расчетного размера трудовой пенсии. При таких обстоятельствах доводы жалобы об обратном являются ошибочными, основанными на неверном токовании положений действующего законодательства.
Таким образом, разрешая исковые требования, суд в полном объеме определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права. Выводы суда основаны на обстоятельствах, установленных судом, подтверждены доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, с которой судебная коллегия согласна.
Решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам жалобы, нарушения процессуального законодательства, влекущие безусловную отмену решения суда, судом не допущены.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья: (подпись) С.С. Бреева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.