Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи Кисилевской Т.В.
судей коллегии Атрошкиной В.Т., Гниденко С.П.,
при секретаре Бакиевой Г.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Павловой И.Б. на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Атрошкиной В.Т., объяснения представителя истца Линник Д.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Администрации г. Ноябрьск Захаровой В.С., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Павлова И.Б. обратилась в суд с иском к Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу Администрации муниципального образования город Ноябрьск, Администрации муниципального образования город Ноябрьск (далее -НГДИ, Администрация) об оспаривании распоряжения N от 13 октября 2016 года "Об отмене распоряжения N от 15 июля 2016 года "О предварительном предоставлении земельного участка", о признании незаконным Постановления Администрации МО г. Ноябрьска от 30 августа 2016 года NП-673 "Об установлении соответствия между разрешённым использованием земельного участка и видом разрешённого использования земельных участков, установленных классификатором видов разрешённого использования земельных участков", о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, о возложении обязанности по предоставлению в собственность земельного участка с кадастровым номером N для ведения личного подсобного хозяйства и заключения договора купли-продажи.
В обоснование требований иска указала, что 4 мая 2016 года обратилась в НГДИ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (далее - участок, ЛПХ) площадью 781 кв.м., на праве собственности. Распоряжением Главы Администрации города Ноябрьск N от 15.07.2016 года согласовано предварительное предоставление земельного участка, утверждена схема, земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера N. После чего обратилась с заявлением о предоставлении участка в собственность без проведения торгов, однако оспариваемыми распоряжениями было отменено ранее принятое решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и отказано в предоставлении земельного участка, что явилось поводом обращения в суд.
В судебном заседании представитель Линник Д.М., участвующие в деле на основании доверенности на требованиях иска настаивал.
Представители ответчиков в судебном заседании иск не признали.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец Павлова И.Б. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что оспариваемые распоряжения органа местного самоуправления не соответствуют действующему законодательству; о том, что при изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка не были проведены публичные слушания и др.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, их участие в судебном заседании обеспечено использованием системы видеоконференц-связи.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 4 мая 2016 года Павлова И.Б. обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности для личного подсобного хозяйства.
Распоряжением Администрации города Ноябрьск от 15.07.2016 N З-1847 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" Павловой И.Б. предварительно согласован в целях предоставления в собственность земельный участок площадью 781 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - приусадебный участок личного подсобного хозяйства, адресные ориентиры: "адрес" (далее - земельный участок), утверждена схема расположения земельного участка.
15 августа 2016 года указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером N с указанием категории земель (земли населенных пунктов) и вида разрешенного использования (приусадебный участок личного подсобного хозяйства).
В тот же день Павлова И.Б. обратилась в Администрацию МО г.Ноябрьск с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
31 августа 2016 года Павлова И.Б. в своем заявлении просила оставить заявление о предоставлении земельного участка без рассмотрения.
12 сентября 2016 года Павлова И.Б. повторно обратилась с заявлением о предоставлении названного земельного участка в собственность.
Распоряжением Администрации МО г. Ноябрьск от 13 октября 2016 N З-3082 отменено распоряжение от 15.07.2016 N З-1847 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка".
Уведомлением от 13 октября 2016 года до сведения истца доведен отказ в предоставлении земельного участка по результатам рассмотрения заявления истицы от 31 августа 2016 года.
Постановлением Администрации муниципального образования г. Ноябрьск от 30 августа 2016 года NП-673, в том числе для спорного земельного участка установлен вид разрешенного использования как индивидуальное жилищное строительство.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что предварительное согласование спорного земельного участка было проведено с нарушением действующего законодательства, а именно без проведения процедуры торгов и оспариваемым распоряжением устранены допущенные нарушения, оснований для предоставления спорного земельного участка не имелось.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.
В силу п.1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (п.4 ст. 39.18 ЗК РФ).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5).
В силу пункта 7 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства без проведения аукциона (торгов) лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для ЛПХ и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Из материалов дела следует, что извещение о предоставлении названного земельного участка было опубликовано 3 июня 2016 года.
10 июня 2016 года в НГДИ Администрации г. Ноябрьска подана заявка на указанный земельный участок от Листикова И.И. и 24.06.2016 года от Гафурова Б.Р.
Письмом от 4 июля 2016 года Листиков И.И. извещен об оставлении его заявления без рассмотрения, а Гафуров Б.Р. отозвал свою заявку.
Не смотря на указанные обстоятельства при наличии заявки иного лица на земельный участок, НГДИ Администрации г. Администрации вопреки требованиям п.7 ст. 39.18 ЗК не приняло в семидневный срок решения об отказе Павловой И.Б. в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, а напротив, 15 июля 2016 произвело согласование как единственному претенденту на земельный участок.
Из материалов дела следует, что по факту предварительного согласования земельного участка Павловой И.Б., а также ряду иных граждан проведено служебное расследование, в ходе которого установлено неправомерное издание распоряжений о предварительном согласовании земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. По итогам служебного расследования должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Данные обстоятельства как правильно указал суд первой инстанции, давали основания для принятия органом местного самоуправления мер по отмене незаконного распоряжения о предварительном согласовании предоставления Павловой И.Б. земельного участка.
В соответствии со статьями 2, 7, 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" орган местного самоуправления не лишен права на отмену или приостановления действия ранее изданных муниципальных правовых актов, при этом такие решения не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 26.05.2011 N 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Доводы апелляционной жалобы об обратном, не могут быть признаны обоснованными в силу вышеуказанного.
Не могут быть приняты во внимание также доводы истца относительно изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка. Поскольку в предоставлении спорного земельного участка истцу отказано, постольку последующими действиями органа местного самоуправления по изменению вида разрешенного использования названного земельного участка с "для личного подсобного хозяйства" на "индивидуальное жилищное строительство" не затронуты законные интересы Павловой И.Б. и не нарушены ее права.
Кроме того, суд первой инстанции при разрешении спора учел следующее.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с частью 12 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) до 01.01.2020 орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
Основанием для издания постановления N-П явилось, в том числе не соответствие вида разрешенного использования спорного земельного участка классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утв. Приказом Минэкономразвиия РФ от 1 сентября 2014 года N "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", что фактически привело к неверному определению кадастровой стоимости по 24 земельным участкам, вместо "данные изъяты" за квадратный метр стоимость рассчитана исходя из "данные изъяты" за квадратный метр.
В указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда ЯНАО от 9 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судья /подпись/ В.Т. Атрошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.