Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого АО в составе:
председательствующего Мосиявич С.И.,
судей коллегии Домрачева И.Г. и Мочаловой Н.В.,
при секретаре Жмур А.Н.,
рассмотрела частную жалобу и.о. начальника Управления муниципального имущества Администрации города Муравленко Акмалова Б.Э. на определение судьи Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 23 января 2017 г., которым прекращено производство по административному делу.
Заслушав доклад судьи Домрачева И.Г., судебная коллегия,
установила:
Управление муниципального имущества Администрации города Муравленко (далее - Управление) обратилось в суд с административным иском к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому АО" (далее - регистратор) о признании решения об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным.
Решением регистратора от 24.11.2016 N отказано в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка), а именно в перераспределении земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности и земельных участков с кадастровыми номерами N, N между собой, для образования одного земельного участка площадью 3720 кв.м., под строительство многоквартирного жилого дома, в том числе индивидуальной жилой застройки.
Определением судьи Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 23.01.2017 производство по указанному административному иску прекращено, с указанием на то, что заявление подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
И.о. начальника Управления Акмалов Б.Э. оспаривает законность вынесенного определения.
В возражениях на частную жалобу и.о. директора Ганке Е.В. указал на правильность вынесенного определения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы частной жалобы и возражений, заслушав представителя регистратора Фомина Е.В., судебная коллегия пришла к выводу об обоснованности доводов частной жалобы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 128 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в частях 1 и 2 статьи 194 настоящего Кодекса.
Вынося определение о прекращении производства по делу, суд исходил из того, что что рассмотрение дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а оспариваемое решение затрагивает экономические отношения сторон по делу.
Оснований согласиться с таким выводом не имеется.
В соответствии со статьёй 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ч. 1 ст. 1 Кодекс административного судопроизводства (далее - КАС) регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу ч. 1 ст. 38 КАС сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.
Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций (ч. 2 ст. 38 КАС).
Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд (ч. 4 ст. 38 КАС).
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10. 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В силу пункта 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Решением Городской Думы города Муравленко от 28.10.2009 N 673 утверждено Положение об Управлении муниципального имущества Администрации города Муравленко", в соответствии с которым Управление является структурным подразделением Администрации города Муравленко, уполномоченным осуществлять права собственника муниципального имущества, а также обеспечивающим реализацию полномочий муниципального образования в сфере управления муниципальным имуществом, в том числе земельными участками, находящимися под объектами муниципальной собственности городского округа, лесными участками, находящимися в муниципальной собственности, и водными объектами, расположенными в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.06.2007 N 221 "О кадастровой деятельности" кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
В соответствии с приказом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 25.10.2011 N 128 "Об утверждении Положений о филиалах федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по субъектам Российской Федерации" целью деятельности Филиала является осуществление на территории Ямало-Ненецкого АО полномочий Учреждения по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке, а также оказанию государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В деле административным истцом выступает специальное учреждение в интересах публично- правового органа (органа местного самоуправления), а ответчиком государственный орган.
Частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ определена подведомственность дел арбитражному суду - дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Понятие предпринимательской деятельности закреплено в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, с соответствии с которой предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Стороны по делу ни формально, ни фактически не могут быть отнесены к субъектам предпринимательской деятельности.
Следовательно, дело подлежит рассмотрению и разрешения по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.
Руководствуясь ст. 316 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
определение судьи Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 23 января 2017 г. отменить, административное дело направить в суд на стадию его рассмотрения, частную жалобу удовлетворить.
Председательствующий
Судьи: /подписи/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.