Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Босси Н.А.,
судей Малининой О.Н., Юдиной И.С.,
с участием адвоката Поченикина А.В.,
при секретаре Ермаковой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мордовиной И.А. к Тамбовскому отделению ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании решения незаконным и предоставлении жилищной субсидии,
по апелляционной жалобе Мордовиной И.А. на решение Советского районного суда г. Тамбова от 05 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи Малининой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мордовина И.А. обратилась в суд с иском к Тамбовскому отделению ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании решения незаконным и предоставлении жилищной субсидии.
В обоснование заявленных исковых требований привела, что 15 сентября 2015 года обратилась к начальнику Тамбовского отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ "Западрегионжилье" Министерства обороны РФ) Юрьеву Р.В. с заявлением о перечислении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
25 февраля 2016 года ею получено решение начальника Тамбовского отделения ФГКУ "Западрегионжилье" Министерства обороны РФ Юрьева Р.В. от 10 ноября 2015 года за ***, которым она была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
С принятыми решениями и результатами рассмотрения заявления о выплате жилищной субсидии не согласна. Считает их не законными и не обоснованными, противоречащими действующему законодательству.
В решении указано, что она с 22 октября 1983 года по 20 июня 2006 года проживала по адресу: ***, общей площадью *** кв.м. Вместе с ней проживали ее родители - Мордовина Т.Н., Мордовин А.Д. На каждого проживающего приходилось *** кв. м общей площади жилого помещения. Таким образом, она была обеспечена жильем площадью больше, чем установлено решением Тамбовской городской думы от 30 марта 2006 года.
Считает, данный вывод незаконным, так как жилищная комиссия военного комиссариата при решении вопроса о постановке ее на учет должна была руководствовалась требованиями ст. 15 и 15.1 ФЗ от 27.05.19998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым нормой предоставления площади жилого помещения составляет *** кв.м общей площади на одного человека, а не положениями Постановлением Тамбовской городской думы и жилищным кодексом РФ, определяющими учетную норму жилой площади для определения нуждаемости в обеспечении жилым помещением.
Решением жилищной комиссии военного комиссариата Тамбовской области от 20 ноября 2006 года (протокол ***) она была признана нуждающейся в жилье и поставлена на учет нуждающихся военнослужащих в жилых помещениях. На момент постановки на учет она была зарегистрирована и проживала по адресу: *** в служебном помещении административного здания. Причиной снятия с регистрационного учета по адресу: *** явилось не намерение приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а конфликт между ней и ее матерью, являющейся нанимателем квартиры, которой длится продолжительное время.
С 01 ноября 2007 года и по настоящее время проживает по адресу: *** по договору социального найма от 01 ноября 2007 года.
Так же при снятии ее с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении не согласна с применением Инструкции "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", утвержденную приказом Министерства обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, поскольку в момент постановки ее на учет 20 ноября 2006 года данная инструкция не действовала.
В решении Тамбовского отделения ФГКУ "Западрегионжилье" Министерства обороны РФ от 10 ноября 2015 года также указано, что 24 июля 2009 года Мордовина И.А. была уволена с военной службы в связи с оргштатными мероприятиями. При этом не указано, что приказом военного комиссара Тамбовской области от 29 июня 2009 года *** она была уволена с военной службы с оставлением в списках нуждающихся в жилых помещениях.
Считает, что в результате неправомерных решений должностных лиц Министерства обороны РФ было нарушено ее конституционное право на обеспечение жилым помещением по линии Министерства Обороны РФ.
С учетом уточненных исковых требований просила признать неправомерным решение начальника отделения (территориального, г. Тамбов) ФГКУ "Западрегионжилье" Министерства обороны РФ Юрьева Р.В. *** от 10 ноября 2015 года, отменить данное решение, обязать начальника отделения (территориального, г. Тамбов) ФГКУ "Западрегионжилье" Министерства обороны РФ Юрьева Р.В. восстановить ее на учете нуждающихся в жилых помещениях, обязать начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ через начальника отделения (территориального, г. Тамбов) ФГКУ "Западрегионжилье" Министерства обороны РФ предоставить ей жилищную субсидию для приобретения жилья.
Решением Советского районного суда г. Тамбова от 05 декабря 2016 года в удовлетворении исковых требований Мордовиной И.А. отказано.
В апелляционной жалобе Мордовина И.А. ставит вопрос об отмене данного решения и удовлетворении исковых требований.
Указывает, что выводы, изложенные в решении не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Сведения, изложенные в решении, и выводы суда не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании. Суд не учел обстоятельства, которые могли существенно повлиять на его выводы. Судом существенно нарушены требования гражданского процессуального закона, что повлекло за собой несоблюдение процедуры судопроизводства, повлияло на постановление законного, обоснованного и справедливого решения и в итоге привело к принятию неправильного решения.
Заслушав истца Мордовину И.А. и ее представителя адвоката Поченикина А.В., поддержавших доводы жалобы по изложенным основаниям, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Мордовина И.А., как военнослужащая, была включена в базу данных компьютерного учета и внесена в списки безквартирных с момента написания рапорта 15 октября 2006 года, что подтверждено выпиской из протокола *** заседания жилищной комиссии при военном комиссариате Тамбовской области от 20 ноября 2006 г. 15 сентября 2015 года Мордовина И.А. обратилась с заявлением в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" территориальное отделение в г. Тамбове о перечислении жилищной субсидии.
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Отделение (территориальное, г. Тамбов) *** от 10 ноября 2015 года Мордовина И.А. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющих принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При этом комиссией было установлено, что в период с 22 октября 1983 г. по 20 июня 2006 г. Мордовина И.А. была постоянно зарегистрирована и проживала по адресу: ***, общей площадью *** кв. м. Помимо нее в указанном жилом помещении были зарегистрированы и проживали Мордовина Т.Н. (мать истца) и Мордовин А.Д. (отец). Таким образом, на каждого проживающего приходилось по *** кв. м общей площади жилого помещения.
Решением Тамбовской городской Думы от 30 марта 2005 г. N 675 установлена норма в размере 14 кв. м общей площади жилого помещения на человека для принятия на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. В связи с чем, по состоянию на 20 июня 2006 г. Мордовина И.А. была обеспечена жилым помещением более учетной нормы, установленной в г. Тамбове.
Разрешая спор и отказывая Мордовиной И.А. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", частью 1 статьи 51, статьей 50, 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из установленных по делу обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о том, что Мордовина И.А. не могла состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении на 2006 год, поскольку намерено ухудшила свои жилищные условия, снявшись с регистрационного учета из жилого помещения, принадлежащего по договору социального найма ее матери Мордовиной Т.Н., а данное право у нее могло возникнуть только через пять лет, то есть в 2011 году, но с 27 июня 2009 года она утратила статус военнослужащего, в связи с чем не усмотрел законных оснований для отмены обжалуемого истцом решения жилищной комиссии, посчитав его законным и обоснованным.
С данным выводом соглашается и судебная коллегия, поскольку, вопреки доводам жалобы, применительно к административному зданию по ***, где была зарегистрирована Мордовина И.А. на момент принятия решения о постановке на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, нельзя оценивать право последней состоять в очереди нуждающихся в жилом помещении, поскольку, как служебное помещение, в установленном законом порядке оно Мордовиной И. А. не предоставлялось и таковым не является. Сам факт регистрации таких прав не порождает. Доказательств того, что она фактически проживала по месту регистрации в административном помещении не представлено.
Мордовиной И.А. предоставлен в материалы дела договор найма жилого помещения по ***, который заключен 1 ноября 2007 года. Доказательств того, что на момент постановке на указанный учет Мордовина И.А. проживала в съемном жилье не представлено. Предметом рассмотрения жилищной комиссией данная жилая площадь при решении вопроса о постановке Мордовиной И.А. на учет нуждающихся в жилом помещении не являлось. Из вышеуказанного протокола следует, что в указанные списки она была включена 20 ноября 2006 года, как безквартирная.
Вместе с тем, по делу также установлено, что с регистрации по месту жительства: *** Мордовина И.А. снялась в июне 2006 года в добровольном порядке, тем самым отказалась от своего права на данную жилую площадь, принадлежавшую по договору социального найма ее матери, членом семьи которой она являлась и обладала с ней и другими членами семьи равными жилищными правами, в том числе и правом приватизации указанного жилого помещения.
Факт конфликтных отношений с матерью, которые, по словам истца, послужили причиной ее выезда из указанного жилого помещения, сам по себе правового значения для данного спора не имеет, поскольку в принудительном порядке Мордовина И.А. не признавалась утратившей право на эту жилую площадь, невозможность ее проживания из - за конфликтных отношений не исключало для нее сохранения регистрации по месту жительства и, как следствие, своих жилищных прав на данную жилую площадь.
При таких обстоятельствах у жилищной комиссии на 2006 года отсутствовали законные основания для постановки Мордовиной И.А. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Такого права у Мордовиной И.А. не могло возникнуть, поскольку в 2009 году она утратила статус военнослужащего в связи с окончанием военной службы (п. 2 ст. 2 Закона "О статусе военнослужащих").
Иные доводы жалобы правового значения для дела не имеют и правильность выводов суда не опровергают.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что жилищной комиссией указанного выше органа принято законное решение о снятии Мордовиной И.А. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При изложенных обстоятельствах, правовых оснований для восстановления Мордовиной И.А. в списках данного учета, а, как следствие, и предоставление жилищной субсидии, предусмотренной положениями вышеназванного Федерального закона, у суда первой инстанции не имелось.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции, опровергали бы его выводы, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Тамбова от 5 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мордовиной И.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.