Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Минаева Е.В.
судей Дубинина А.И. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Богдановой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 марта 2017 года
дело по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД России по Ставропольскому краю Протасевича А.А.
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 09 ноября 2016 года
по делу по иску Авдеева О.В., Авдеевой Т.Б., Авдеевой А.О., Авдеева Г.О. к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности предоставить квартиру, взыскании судебных расходов
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
УСТАНОВИЛА:
Авдеев О.В., Авдеева Т.Б., Авдеева А.О., Авдеев Г.О. обратились в суд с иском к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Ставропольскому краю, восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности предоставить квартиру, взыскании судебных расходов.
В обоснование требований истцы указали, что Авдеев О.В. с 21.03.1994 по 05.10.2006 служил в органах внутренних дел Российской Федерации на различных должностях.
21.03.1994 Авдеев О.В. поступил на службу в УВД СК, в " ... ", которая впоследствии реорганизована в штаб, и встал на очередь нуждающихся в жилье.
Приказом ГУВД СК от 18.03.2001 Авдеев О.В. был переведен на должность в Управлении по Северному Кавказу МВД России (УСК МВД РФ), расположенное по адресу: город Ставрополь, ул. Балахонова, д. 13, в распоряжении которого находился до 17.10.2001.
17.10.2001 Авдеев О.В. был переведен на службу в ГУ МВД России по ЮФО, созданное вместо УСК и на его основе и по прежнему адресу.
С 17.10.2001 находился на службе в ГУ МВД России по ЮФО МВД РФ. За этот период времени он ни разу не был уволен из МВД, его движение по службе происходило на основании статьи 25 КЗоТ РСФСР (путем перевода либо перемещения).
С 03.08.2003 по 04.08.2006 Авдеев О.В. служил по контракту (вид длительной командировки) в подразделении ГУ МВД России по ЮФО с дислокацией в городе " ... ".
05.10.2006 Авдеев О.В. уволен из ГУ МВД России по ЮФО в связи с достижением предельного возраста.
С 21.07.2008 поступил на гражданскую государственную службу в систему МВД РФ, а именно в УФМС по Ставропольскому краю.
С 09.07.2016 Авдеев О.В. вновь состоит на службе в ГУ МВД России по Ставропольскому краю в должности " ... ".
В течение 10 лет после увольнения со службы с формулировкой "по достижению предельного возраста", то есть на пенсию, в адрес Авдеева О.В. периодически поступали обращения из Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Ставропольскому краю (далее - ЦЖБК) о предоставления необходимого пакета документов для подтверждения права на получения жилья.
Авдеев О.В. подтверждал свое право путем предоставления необходимого пакета документов.
Последнее уведомление датировано 22.01.2015, срок предоставления документов определен 25.02.2015, необходимые документы предоставлены в комиссию.
26.02.2016 принято решение о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Авдеева О.В. и всей его семьи на основании п.4 ст.32 ЖК РСФСР. О данном решении ему стало известно 14.03.2016.
Полагая, что данное решение нарушает их права, истцы просили признать незаконным решение ЦЖБК ГУ МВД России по Ставропольскому краю о снятии Авдеева О.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий от 26.02.2016; обязать ответчика восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 12.11.1994 Авдеева О.В. на состав семьи 4 человека; обязать ответчика предоставить Авдееву О.В. и членам его семьи в составе 4 человека: Авдеев О.В., Авдеева Т.Б., Авдеева А.О., Авдеев Г.О., трехкомнатную квартиру в доме N " ... " по ул. " ... " в г. Ставрополе; взыскать с ответчика судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей и оплате услуг представителя в размере 50 000 рублей (л.д. 2-5).
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 09 ноября 2016 года исковые требования Авдеева О.В., Авдеевой Т.Б., Авдеевой А.О., Авдеева Г.О. к ГУ МВД России по Ставропольскому краю удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 26.02.2016 о снятии Авдеева О.Б. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На ГУ МВД России по Ставропольскому краю возложена обязанность восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 12.11.1994 Авдеева О.В. составом семьи 4 человека: он - Авдеев О.В., жена - Авдеева Т.Б., дочь - Авдеева А.О., сын - Авдеев Г.О.
На ГУ МВД России по Ставропольскому краю возложена обязанность предоставить Авдееву О.В. жилое помещение на состав семьи 4 человека.
С ГУ МВД России по Ставропольскому краю в пользу Авдеева О.В. взыскана госпошлина в размере 300 рублей.
С ГУ МВД России по Ставропольскому краю в пользу Авдеева О.В., Авдеевой Т.Б., Авдеевой А.О., Авдеева Г.О. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей.
В удовлетворении требований Авдеева О.В., Авдеевой Т.Б., Авдеевой А.О., Авдеева Г.О. к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о предоставлении Авдееву О.В. и членам его семьи в составе 4 человека: Авдеев О.В., Авдеева Т.Б., Авдеева А.О., Авдеев Г.О. трехкомнатной квартиры в доме N " ... " по ул. " ... " в г. Ставрополе и о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей отказано.
В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по Ставропольскому краю Протасевич А.А. указывает, что решение суда в части удовлетворения исковых требований является незаконным и необоснованным, поскольку вынесено с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Полагает, что суд не дал правильную оценку представленным доказательствам, не применил нормы материального права, подлежащие применению. Суд не учел, что истец был уволен не из ГУ МВД России по Ставропольскому краю, а из Главного управления МВД России по ЮФО, в связи с чем утратил право состоять в ГУ МВД России по Ставропольскому краю на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Несмотря на то, что Главное управление МВД России по Ставропольскому краю и Главное управление МВД России по ЮФО входят в систему МВД РФ, при этом они являются самостоятельными юридическими лицами, финансирование которых осуществляется самостоятельно.
Считает, что суд неправомерно сослался на пункт 18 приказа МВД РФ от 18.03.2003 об утверждении Инструкции о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД РФ, и представления им жилых помещений, поскольку данная норма касается сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД РФ, к которым ГУ МВД России по Ставропольскому краю не относится.
Просит отменить решение суда в удовлетворенной части исковых требований и вынести по делу новое решение, которым отказать истцам в удовлетворении требований в полном объеме.
В отзыве на данную жалобу представитель истцов Юшкевич С.В., действующая по доверенности, просит оставить решение без изменения, полагая его законным и обоснованным, а жалобу - несостоятельной.
Истцы Авдеева Т.Б., Авдеева А.О., Авдеев Г.О. в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что подтверждается уведомлениями о вручении судебных извещений.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, не предоставили и не просили об отложении дела слушанием.
Принимая во внимание, что указанные выше участники судебного разбирательства надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие истцов Авдеевой Т.Б., Авдеевой А.О., Авдеева Г.О., по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя ответчика ГУ МВД России по Ставропольскому краю Протасевича А.А., действующего по доверенности N " ... " от 01.01.2017, полагавшего решение незаконным и необоснованным, а также истца Авдеева О.В. и Юшкевич С.В., действующую в защиту интересов истцов по доверенности, просивших оставить решение без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены вынесенного по делу судебного постановления по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении возникшего спора суд первой инстанции допустил такие нарушения, поскольку дал неверную оценку обстоятельствам, имеющим значение для дела, и неправильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Как установлено судом, Авдеев О.В. с 21.03.1994 служил непрерывно в органах внутренних дел 12 лет 06 месяцев 15 дней, принят на службу приказом УВД СК N " ... " (л.д. 106).
В материалы дела представлена копия заявления Авдеева О.В. от 27.07.1994, адресованная председателю Центральной жилищной комиссии УВД СК, о внесении на обсуждение ЦЖК УВД СК просьбы о принятии его на учет для получения жилья составом семьи 4 человека: он, " ... " Авдеева Т.Б., " ... " Авдеева К.О., " ... " Авдеева А.О. (л.д. 46).
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что по результатам рассмотрения указанного выше заявления Авдеев О.В. был принят на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В связи с рождением третьего ребенка - Авдеева Г.О. 09.12.1996 Авдеев О.В. обратился к председателю ЦЖБК УВД СК с заявлением, в котором просил перевести его в льготную очередь на получение жилья (л.д. 46 на обороте).
До 25.05.1999 Авдеев О.В. проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях в УВД по Ставропольскому краю, что отражено в его послужном списке (л.д. 143).
Из содержания копии контракта о службе в органах внутренних дела от 25.05.1999 следует, что между Управлением внутренних дел Ставропольского края в лице УБОП при СК РУБОП по Ставропольскому краю и Авдеевым О.В. был заключен контракт сроком на один год о прохождении службы в органах внутренних дел в должности заместителя начальника УБОП (л.д. 195-196).
В соответствии с приказом Управления по борьбе с организованной преступностью при Северо-Кавказском РУБОП по Ставропольскому краю N " ... " от 10.01.2001 Авдеев О.В. был командирован для дальнейшего прохождения службы в распоряжение Управления по Северному Кавказу МВД РФ с 18.01.2001, при этом истец был освобожден от должности " ... " (л.д. 144, 199).
В соответствии с рапортом от 24.05.2001 Авдеев О.В. согласился с предложенной ему должностью " ... " УСК МВД России, и был переведен на данную должность приказом УСК МВД РФ N " ... ", что также отражено в послужном списке истца (л.д. 144, 200).
Судом установлено, что Авдеев О.В. проходил службу в Управлении по Северному Кавказу (УСК МВД РФ) до 17.10.2001.
Данные обстоятельства никем из сторон не оспариваются.
С 17.10.2001 Авдеев О.В. проходил службу на различных должностях в Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Южному Федеральному округу Министерства внутренних дел Российской Федерации - ГУ МВД России по ЮФО МВД РФ, при этом в послужном списке истца указано, что с 03.08.2003 служба проходила по контракту, заключаемому каждый раз сроком на один год, с дислокацией в населенном пункте " ... " (л.д. 144 -146).
Авдеев О.В. уволен из органов внутренних дел в соответствии с приказом ГУ МВД РФ по ЮФО N " ... ", согласно п. "б" ч.7 ст. 19 Закона РФ "О милиции", ввиду достижения предельного возраста, установленного положением о службе в органах внутренних дел (л.д. 158).
В соответствии с приказом N " ... " от 29.11.2006 в приказ N " ... " от 04.10.2006 внесены изменения в части, касающейся основания увольнения Авдеева О.В., который уволен в соответствии с п. "ж" ч.7 ст. 19 Закона РФ "О милиции", т.е. по болезни (л.д. 159).
Как следует из материалов гражданского дела, Авдеев О.В. продолжал состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУ МВД России по Ставропольскому краю до 26.02.2016.
Из содержания выписки из протокола N 8 от 26.02.2016 заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Ставропольскому краю следует, что комиссии, заседая по повестке дня: "распределение квартир в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Ставрополь, ул. " ... " гражданам, состоящим на жилищном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принятых на учет до 01.03.2005 года", приняла решение о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Авдеева О.В., состоявшего в списке под номером 170 по основаниям, предусмотренным п.4 ст. 32 ЖК РСФСР. Данное решение было принято комиссией единогласно (л.д. 42).
Удовлетворяя исковые требования Авдеева О.В., Авдеевой Т.Б., Авдеевой А.О., Авдеева Г.О. и признавая указанное выше решение незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что основанием для снятия Авдеева О.В. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий явилась ссылка на прекращение трудовых отношений с УВД администрации Ставропольского края 18.01.2001. Однако, по мнению суда, истец не прекращал трудовые отношения с органами внутренних дел - МДВ, а был откомандирован в другое структурное подразделение МВД России. Авдеев О.В. переведен на новое место службы в той же системе - системе органов внутренних дел, жилым помещением не обеспечен, т.е. основания, дающие истцу право на получение жилого помещения, утрачены не были.
Кроме того, суд первой инстанции в обоснование принятого решения сослался на положения пункта 18 Приказа МВД РФ от 18.03.2003, которым утверждена Инструкции "О порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД РФ, и предоставления им жилых помещений", согласно которому при переходе сотрудника (работника), состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, из одного подразделения центрального аппарата и подразделения, непосредственно подчиненного МВД России, в другое, ЖБК подразделения по прежнему месту службы (работы) передает в недельный срок копию его учетного дела в ЖБК подразделения по новому месту службы (работы), которая в такой же срок в письменной форме информирует об этом Хозяйственное управление.
Жилищно-бытовая комиссия по прежнему месту службы Авдеева О.В. не передала копию учетного жилищного дела по новому месту службы; истец продолжал состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ГУ МВД России по СК, и не допустил нарушений жилищного законодательства.
Судебная коллегия не может согласиться с такой оценкой юридически значимых обстоятельств дела и выводами суда, основанными на ошибочном толковании закона, ввиду следующего.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Приведенные конституционные положения не определяют конкретные формы, условия и порядок предоставления гражданам жилья, а также основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, - решение этих вопросов отнесено к компетенции федерального законодателя, который в рамках своей дискреции вправе устанавливать специальные правила обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Служба в органах внутренних дел по смыслу части 4 статьи 32, пункта "б" части 1 статьи 72 и пункта "е" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе, осуществляемой в публичных интересах, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, специального правового статуса, обусловленного выполнением ими конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Часть 1 статьи 30 Закона Российской Федерации N 1026-1 от 18.04.1991 "О милиции" (в редакции, действовавшей на момент прекращения трудовых отношений с ГУ МВД России по Ставропольскому краю) предусматривала, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
В соответствии с пунктом 8 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335, обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений являлось постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте.
Положения статьи 30 Закона "О милиции" в ее конституционно-правовом смысле в действовавшей системе правового регулирования означали установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Следовательно, вопросы обеспечения жильем сотрудников милиции, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имевшие и общегосударственное, и местное значение, подлежали совместному решению государственными органами и органами местного самоуправления, которым на тот период времени фактически были переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма сотрудникам милиции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 15.02.2005 N 58-О, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, должно было осуществляться лишь за счет представляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Таким образом, в соответствии с законодательством, действовавшим на момент прекращения трудовых отношений Авдеева О.В. с ГУ МВД России по Ставропольскому краю, обязанность по предоставлению жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел возлагалась на орган местного самоуправления, на территории которого этот сотрудник проходил службу, а федеральный орган государственной власти должен был выполнить встречную обязанность по компенсации администрации расходов на исполнение названных полномочий.
На момент увольнения Авдеева О.В. из органов внутренних дел в 2006 году порядок принятия на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в отношении сотрудников органов внутренних дел был утвержден ведомственным нормативным правовым актом.
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади (далее по тексту - Положение), утвержденного Приказом МВД РФ от 24.05.2003 N 345 (ред. от 27.07.2004) "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел", учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения.
Учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Сотрудники, перемещаемые по службе из другой местности и передающие занимаемые жилые помещения органу, предоставившему данное жилое помещение, включаются в список бесквартирных сотрудников (пункт 4 Положения).
Принятые на учет очередники включаются в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 7 Положения).
Учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы (пункт 8 Положения).
Согласно пункту 16 Положения не допускается предоставление жилых помещений из жилищного фонда органов внутренних дел лицам, не проходящим службу в органах внутренних дел и не связанным с органами внутренних дел трудовыми отношениями.
Таким образом, как законодательство, действовавшее на момент принятия Авдеева О.В. на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и законодательство, действовавшее на момент его увольнения из органов внутренних дел, предусматривали возможность реализации права на жилье на территории того субъекта Российской Федерации, в котором истец проходил службу.
Между тем, как следует из материалов гражданского дела, трудовые отношения между Авдеевым О.В. и ГУ МВД России по Ставропольскому краю существовали только до 16.10.2001.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 189-ФЗ) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Федерального закона N 189-ФЗ.
В силу указанной нормы, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, по смыслу указанных выше положений закона, Авдеев О.В., принятый на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Авдеев О.В. и члены его семьи были сняты с учета по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 32 ЖК РСФСР, согласно которому граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.
Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.
Установив, что истец прекратил служебные отношения с ответчиком, суд первой инстанции не принял во внимание выше приведенные нормы права и пришел к необоснованному выводу о незаконности снятия Авдеева О.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и наличия правовых оснований для восстановлении истца в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом коллегия находит необоснованной ссылку суда на положения Приказа МВД РФ N 169 от 18.03.2003 об утверждении Инструкции "О порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД РФ, и предоставления им жилых помещений", поскольку настоящая Инструкция устанавливает единый порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральных государственных служащих и работников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации (за исключением главных управлений МВД России по федеральным округам).
Так как истец проходил службу именно в Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Южному Федеральному округу, положения указанной выше инструкции неприменимы спорным правоотношениям.
Принимая во внимание, что истец прекратил трудовые отношения с ГУ МВД России по Ставропольскому краю 16.10.2001, так как перешел на службу в Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Южному Федеральному округу, которое расположено за административно-территориальными границами города Ставрополя и Ставропольского края, является самостоятельным юридическим лицом (пункт 11 Положения, утвержденного приказом МВД России N 893 от 11.10.2001), оснований для дальнейшего нахождения в очереди нуждающихся в жилой площади на учете в ГУ МВД России по Ставропольскому краю не имелось, следовательно, оспариваемое истцами решение жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Ставропольскому краю о снятии Авдеева О.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является законным и обоснованным.
После перехода истца в подразделение, дислоцированное в городе Ростове - на - Дону, Авдеев О.В. был вправе обратиться с заявлением о постановке его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Управление внутренних дел Российской Федерации того субъекта Российской Федерации, в котором истец проходил службу с 17.10.2001, но не сделал этого.
С учетом изложенного истец сам несет риски, связанные с неблагоприятными последствиями нераспоряжения своими правами.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что жилищно-бытовая комиссия ГУВД по Ставропольскому краю допустила нарушение жилищных прав Авдеева О.В., так как не передала копию учетного жилищного дела по новому месту службы, поскольку положения Закона "О милиции" не содержали указания на данную обязанность.
Доводы истцов о том, что Авдеев О.В. продолжил работать в органах внутренних дел и, будучи перемещенным по службе в Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Южному Федеральному округу, фактически продолжал оставаться работать в городе Ставрополе, не имеют правового значения для разрешения возникшего спора, поскольку в силу прямого указания законодательства, действовавшего на момент прекращения трудовых отношений с ГУВД по СК - статьи 30 Закона "О милиции" обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма сотрудникам милиции возлагалась на тот орган местного самоуправления, на территории муниципального образования которого проходил службу гражданин - сотрудник милиции, нуждающийся в жилье.
Как следует из содержания послужного списка истца, после перехода по службе в Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Южному Федеральному округу, служба Авдеева О.В. проходила в городе " ... ", а затем на протяжении последних трех лет - по контракту в населенном пункте " ... ". Данное обстоятельство подтверждается соответствующими записями о выполнении служебных обязанностей в условиях зоны чрезвычайных происшествий и при вооруженных конфликтах, связанных с массовыми антиобщественными проявлениями (л.д. 147-151), на основании чего указанные периоды службы были зачтены в выслугу лет истца в льготном исчислении и Авдеев О.В. получал соответствующие выплаты.
В силу прямого указания нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения.
При этом сотрудник органов внутренних дел продолжал оставаться на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том же самом МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, в котором был поставлен на учет только в том случае, если перемещение в интересах службы происходило в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны).
Таких обстоятельств по настоящему делу не установлено.
Тот факт, что истец Авдеев О.В. с 21.07.2008 поступил на гражданскую государственную службу в систему Министерства внутренних дел, а именно в Управление федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, также не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку предметом спора является законность нахождения Авдеева О.В. с семьей в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы - ГУ МВД России по Ставропольскому краю после перехода на службу в Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Южному Федеральному округу, т.е. с 17.10.2001.
Поступив вновь на гражданскую государственную службу в Управление федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю в 2008 году, Авдеев О.В. не лишен был возможности обратиться с заявлением, направленным на реализацию своих прав на жилое помещение в установленном законом порядке.
Тот факт, что Авдеев О.В. длительное время продолжал состоять в очереди, предоставляя пакет документов, требуемых для прохождения перерегистрации в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не меняет правовой судьбы рассматриваемого вопроса, касающегося законности решения жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Ставропольскому краю о снятии Авдеева О.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях, равно как и то обстоятельство, что 16.09.2015 Жилищно-бытовой комиссией были обследованы жилищные условия истца, направлялись запросы о наличии у Авдеева О.В. и членов его семьи жилья, отбиралось согласие на обработку персональных данных.
Все эти обстоятельства не свидетельствуют о наличии правовых оснований для возложения на ГУ МВД России по Ставропольскому краю обязанности по восстановлению семьи истца в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечению жильем за счет средств, выделяемых для этих целей Управлению внутренних дел по Ставропольскому краю.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает вышеприведенным требованиям, а потому подлежит отмене.
Поскольку суд дал неверную оценку обстоятельствам, имеющим значение для дела, и допустил ошибку в применении норм материального закона, судебная коллегия, отменяя вынесенный по делу судебный акт, принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Авдеева О.В., Авдеевой Т.Б., Авдеевой А.О., Авдеева Г.О. в полном объеме.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 09 ноября 2016 года отменить и принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований Авдеева О.В., Авдеевой Т.Б., Авдеевой А.О., Авдеева Г.О. к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности предоставить квартиру, взыскании судебных расходов в полном объеме.
Апелляционную жалобу представителя ГУ МВД России по Ставропольскому краю Протасевича А.А. удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.