Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Криволаповой Е.А.,
судей: Осиповой И.Г., Тепловой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Вяхиревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края, поданной полномочным представителем по доверенности Кипа Е.А. на определение Железноводского городского суда Ставропольского края от 26 декабря 2016 года об отказе в удовлетворении заявления администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края об отсрочке исполнения решения Железноводского городского суда Ставропольского края от 10 февраля 2016 по делу по иску Глущенко М.Ю. действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Волынкина Т.В. к администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края о признании постановлении администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края N 994 от 27.11.2015 года незаконным, признании право молодой семьи на получение социальной выплаты и восстановлении в сводном списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске",
заслушав доклад судьи Осиповой И.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Глущенко М.Ю., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Волынкина Т.В. обратилась в суд с иском к администрации города- курорта Железноводска о признании постановлении администрации города- курорта Железноводска Ставропольского края N 994 от 27.11.2015 года незаконным, признании право молодой семьи на получение социальной выплаты и восстановлении в сводном списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске".
Решением Железноводского городского суда Ставропольского края от 10 февраля 2016 года исковые требования Глущенко М.Ю., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Волынкина Т.В. к администрации города - курорта Железноводска удовлетворены.
Суд признал постановление Администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 27.11.2015 г. N 994, в части исключения из сводного списка молодых семей в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на одного члена семьи более учетной нормы следующих граждан: Глущенко М.Ю., дата рождения *** г.р., состав семьи 2 человека, незаконным; семья в составе Глущенко М.Ю., *** г.р., и Волынкина Т.В., *** г.р. признана отвечающим критериям подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске" муниципальной программы города- курорта Железноводска Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры в городе-курорте Железноводске Ставропольского края" в рамках реализации программы "Жилище" на 2011- 2015 годы; признано право молодой семьи в составе Глущенко М.Ю. и Волынкина Т.В. на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, в 2015 году и восстановить в сводном списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске" муниципальной программы города-курорта Железноводска Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры в городе-курорте Железноводске Ставропольского края", утвержденной постановлением Администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 18.11.2013 г. N 1104, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году, утвержденный постановлением администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 27.08.2015 г. N 700, с даты исключения (то есть с 27.11.2015 г.); возложена обязанность на Администрацию города-курорта Железноводск выдать молодой семье в составе 2-х человек Глущенко М.Ю., Волынкина Т.В. свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размер 35% расчетной (Средней) стоимости жилья в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 18 мая 2016 года решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 10 февраля 2016. по делу оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города-курорта Железноводска - без удовлетворения.
06 декабря 2016 года представитель администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края - Кипа Е.А. обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Железноводского городского суда Ставропольского края от 10 февраля 2016 года, обосновав его тем, что во исполнение указанного решения Железноводского городского суда, постановлением администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 26.08.2016 N 660 Глущенко М.Ю. восстановлена в сводном списке молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске" муниципальной программы города-курорта Железноводск Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры в городе-курорте Железноводске Ставропольского края", утв. постановлением администрации от 30.10.2015 N 888, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году" под N 2.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" расходы на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, т.е. Ставропольского края. Кроме того, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы. Такой сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы. Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее -орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Оплата изготовления бланков свидетельств о праве на получение социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусматриваемых на финансирование подпрограммы. Бланки свидетельств передаются в органы местного самоуправления в соответствии с количеством молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. В соответствии с письмом Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, как уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края на реализацию мероприятий подпрограммы по Ставропольскому краю, проинформировало о том, что в Законе Ставропольского края от 14.12.2015 N 136-кз "О бюджете Ставропольского края на 2016 год" средства бюджета Ставропольского края на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Ставропольского края на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья не предусмотрены. В связи с чем, субсидии бюджетам муниципальных образований Ставропольского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья экономического класса или строительство индивидуального жилого дома экономического класса в рамках реализации подпрограммы Жилище государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры". Следовательно, не будут предоставляться в 2016 году социальные выплаты молодым семьям, включенным в сводный список молодых семей ? участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году.
Просила суд отсрочить исполнение указанного решения суда до 01 июля 2017 года.
Обжалуемым определением Железноводского городского суда Ставропольского края от 26 декабря 2016 года в удовлетворении заявления администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края об отсрочке исполнения решения Железноводского городского суда Ставропольского края от 10 февраля 2016 года отказано.
В частной жалобе администрация города-курорта Железноводска Ставропольского края, в лице полномочного представителя - Кипа Е.А. просит определение суда отменить, заявление администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края удовлетворить, ссылаясь на незаконность и необоснованность определения суда.
В обоснование доводов указывает, что исполнение решения Железноводского городского суда самостоятельно и единолично администрацией города-курорта Железноводска Ставропольского края не представляется возможным, поскольку расходы на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, то есть Ставропольского края, тогда как Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, как уполномоченного органа исполнительной власти Ставропольского края на реализацию мероприятий подпрограммы по Ставропольскому краю, проинформировал об отсутствии средств в бюджете Ставропольского края на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Ставропольского края на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья не предусмотрены.
В возражениях на частную жалобу Глущенко М.Ю. просит определение суда оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба на определение суда первой инстанции рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в частной жалобе, возражениях на неё, судебная коллегия находит определение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Закон не содержит перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения - имущественное положение сторон либо иные обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 N 104-О, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ст. 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч. ч. 1 и 2) и 55 (ч. ч. 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
При этом суд обязан оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Железноводского городского суда Ставропольского края от 10 февраля 2016 года исковые требования Глущенко М.Ю. действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Волынкина Т.В. к администрации города - курорта Железноводска о признании постановлении администрации города - курорта Железноводска Ставропольского края N 994 от 27.11.2015 года незаконным, признании право молодой семьи на получение социальной выплаты и восстановлении в сводном списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске" удовлетворены.
05 декабря 2016 года судебным приставом-исполнителем Железноводского городского отдела судебных приставов вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 10349/16/26013-ИП (взыскатель Глущенко М.Ю.) и постановление о возбуждении исполнительного производства N 10348/16/26013-ИП (взыскатель Волынкин Т.В.) в отношении администрации города-курорта Железноводска на основании исполнительного листа N ФС014689015 от 03.06.2016 и исполнительного листа N ФС014689016 от 03.06.2016, выданных Железноводским городским судом Ставропольского края по делу N 2-83/16.
06 декабря 2016 года представитель ответчика, администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края - Кипа Е.А. обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Железноводского городского суда Ставропольского края от 10 февраля 2016 года, обосновав его тем, что во исполнение указанного решения Железноводского городского суда, постановлением администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 26.08.2016 N 660 Глущенко М.Ю. восстановлена в сводном списке молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске" муниципальной программы города-курорта Железноводск Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры в городе-курорте Железноводске Ставропольского края", утв. постановлением администрации от 30.10.2015 N 888, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году" под N 2.
Ссылаясь на письмо Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, как уполномоченного органа исполнительной власти Ставропольского края, которое проинформировало о том, что в Законе Ставропольского края от 14.12.2015 N 136-кз "О бюджете Ставропольского края на 2016 год" средства бюджета Ставропольского края на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Ставропольского края на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья не предусмотрены. В связи с чем, субсидии бюджетам муниципальных образований Ставропольского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья экономического класса или строительство индивидуального жилого дома экономического класса в рамках реализации подпрограммы Жилище государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры" предоставляться в 2016 году социальные выплаты молодым семьям, включенным в сводный список молодых семей ? участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году не будут. Ввиду изложенного просила суд отсрочить исполнение указанного решения суда до 01 июля 2017 года.
Разрешая данный вопрос, суд первой инстанции, исходя из общих целей правосудия, соблюдения баланса интересов сторон, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований об отсрочке исполнения решения суда, поскольку перечисленные в заявлении Администрации обстоятельства не являются исключительными и сами по себе не могут служить основанием для отсрочки исполнения решения суда. Кроме того, судом обоснованно учтено, что Глущенко М.Ю., как претендент на получение свидетельства после 28 августа 2017 года, исключается из подпрограммы, в связи с достижением 35-летнего возраста, вместе с тем, гарантий тому, что по окончанию действия требуемой им отсрочки исполнения судебного акта, решение суда будет исполнено заявителем не представлено.
Судебная коллегия соглашается с мнением суда, и полагает, что в такой ситуации отсрочка исполнения с учетом необходимости своевременного, полного и реального исполнения судебного решения, не является обоснованной, снизит эффективность принятого и вступившего в законную силу судебного акта и нарушит права взыскателя.
Довод жалобы о том, что судебное решение не может быть исполнено ввиду отсутствия в бюджете необходимых денежных средств, несостоятелен, поскольку указанные обстоятельства приводились в обоснование заявления о представлении отсрочки исполнения решения, и были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия согласна.
Отсрочка исполнения решения предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих такому исполнению, должником же не представлено убедительных и достаточных доказательств того, что по истечении заявленного срока будут выделены необходимые для исполнения решения суда денежные средства.
Учитывая длительность неисполнения решения суда, предоставление отсрочки в данном случае не обеспечит баланс интересов всех участников исполнительного производства, нарушит конституционное право Глущенко М.Ю., в том числе ее несовершеннолетнего сына Волынкина Т.В.
При таких обстоятельствах, доводы частной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного определения, по существу направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому на законность и обоснованность оспариваемого судебного постановления не влияют, оснований для его отмены по доводам частной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Железноводского городского суда Ставропольского края от 26 декабря 2016 года оставить без изменения, частную жалобу администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.