Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Минаева Е.В.,
судей краевого суда Калоевой З.А., Дубинина А.И.,
при секретаре судебного заседания Богдановой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Боковой Н.И. на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 22 ноября 2016 г. по гражданскому делу по исковому заявлению Боковой Н.И. к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" о признании действий по начислению оплаты за поставленный газ в соответствии нормативами потребления, возложении обязанности произведения перерасчета оплаты за поставленный газ.
Заслушав доклад судьи Калоевой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бокова Н.И. обратилась с иском к ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" о признании действий по начислению оплаты за поставленный газ в соответствии нормативами потребления, возложении обязанности произведения перерасчета оплаты за поставленный газ. В обоснование заявленных требований ссылалась на следующее. С 16.06.2016 она является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: " ... ". Услуги по оплате коммунальных платежей, в том числе и за газоснабжение, оплачивает каждый месяц по счетчику, установленному газовой службой АО "Пятигорск Горгаз". Данный жилой дом перешел в её собственность с уже установленным газовым счетчиком СГМН-1, был опломбирован и его паспорт при его установке предыдущим владельцами дома на руки выдан не был, находится в архиве филиала ООО "Межрегионгаз Ставрополь" в г. Пятигорске. В конце июня 2016 г. ей сообщили о том, что начисления за газоснабжение проводятся без учета прибора учета, который нужно заменить или провести поверку установленного и работающего счетчика. 21.06.2016 она обратилась в филиал ООО "Межрегионгаз Ставрополь" в г. Пятигорске с заявлением о поверке газового счетчика. О необходимости проведения поверки до июня 2016 г. она уведомлена не была. Показания прибора учета подавались регулярно, и учитывались при оплате за услуги газоснабжения. В них отсутствовали данные о наличии каких-либо задолженностей до 14.07.2016, когда поверка уже была проведена. 02.07.2016 сотрудник ООО "Газсервис" проверил давление газа, выдал свидетельство о поверке. Просила суд признать незаконными действия филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в г. Пятигорске по начислению оплаты за поставленный газ в принадлежащем ей жилом доме в соответствии с нормами потребления за период с 01.04.2016 по 06.07.2016 в размере 8537 руб. 69 коп.; возложить на ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в г. Пятигорске обязанности произвести перерасчет оплаты за потребленный газ по лицевому счету N 129141 исходя из показаний прибора учета за период с 01.04.2106 по 06.07.2016 с учетом фактического потребления.
Обжалуемым решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 22.11.2016 отказано в удовлетворении исковых требований Боковой Н.И. в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Бокова Н.И. просит отменить вышеуказанное решение суда и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку в решении суд сослался на нормативные акты, которые утратили свою силу на момент вынесения решения суда. Также указывает на то, что решение основано на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Возражения на апелляционную жалобу не поступали.
Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с требованиями ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники жилого помещения обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Газоснабжение - это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст.ст. 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статья 8 Федерального закона N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение Правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.
Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения проверок, порядок и условия приостановления исполнения договора предусмотрены и определены Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549.
Пунктом 24 вышеуказанных Правил установлено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Пунктом 41 указанных Правил также предусмотрено, что размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном п. п. 32 - 38 данных правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 9, 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями данного Федерального закона. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Согласно п/п. "в" п. 21 указанных Правил, абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки.
При этом п. 25 указанных Правил закреплено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:
а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;
б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;
в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;
г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Таким образом, для оплаты услуги газоснабжения, исходя из фактического потребления объема газа возможно лишь при условии соблюдения указанных условий в совокупности. Несоблюдение хотя бы одного из условий не позволяет вести речь о возможности оплаты услуги газоснабжения, исходя из показаний прибора учета.
Указанное правило обосновано тем, что по истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует положениям ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся и в постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", согласно которому прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета (п. 81(12).
Таким образом, истечение срока поверки в соответствии с действующим законодательством отнесено к обстоятельствам, наличие которых предоставляет поставщику газа право определить количество потребленного газа по нормативам потребления.
Суд первой инстанции при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия краевого суда в процессе проверки решения по доводам апелляционной жалобы установили следующее.
Как следует из материалов дела, Бокова Н.И. является собственником жилого дома с надворными постройками и подсобными помещениями, с кадастровым номером " ... ", расположенными по адресу: " ... " (л.д. 11).
Согласно акту от 17.04.2008 в вышеуказанном жилом доме установлен газовый счетчик СГМН-1 (л.д. 55).
23.06.2016 контролером филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в г. Пятигорске проведена проверка состояния счетчика СГМН-1, установленного по вышеуказанному адресу.
Из ответа филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в г. Пятигорске N 1620 от 18.08.2016 следует, что срок поверки прибора учета газа СГМН N 2144548 истек 01.04.2016. В связи с чем, с 22.05.2016 начисления произведены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549. Сальдо на 01.08.2016 составило долг в сумме 8537 рублей 69 копеек (л.д. 12-13).
03.07.2016 ООО "Газверсис" выдано свидетельство о поверке счетчика газа СГМН-1 N 16667-08, расположенного по адресу: " ... " (л.д. 20-22).
29.07.2016 в адрес филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в г. Пятигорске поступила претензия Боковой Н.И. о признании незаконным начисления платы за газоснабжение вышеуказанного жилого дома (л.д. 30-32).
В обоснование заявленных исковых требований Боковой Н.И. представлены квитанции об оплате коммунальных услуг, в том числе и за газоснабжение, по адресу: " ... " (л.д. 14-19).
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции на основании исследованных доказательств, которым дана оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применив в рассматриваемом споре нормы материального и процессуального права, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Боковой Н.И.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Боковой Н.И., суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по предоставлению счетчика на поверку лежит на собственники помещения - Боковой Н.И., которая указанную обязанность не выполнила, в связи с чем, ответчик правомерно начислил истцу платежи за период с 01.04.2016 по 06.07.2016 исходя из нормативов потребления газа. Нормативы потребления истцом не оспорены.
Оценивая законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в указанной части, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, являются обязательными при заключении и исполнении публичных договоров, в частности, договоров поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Пунктом 1.7 Правил учета газа, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 14.10.1996, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, определено, что ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную проверку несут владельцы узлов учета.
В силу п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа, если срок проведения очередной проверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил.
Согласно п. 32 постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Таким образом, действующее законодательство, регулирующее порядок поставки газа для нужд граждан, возлагает обязанность именно на потребителя следить за состоянием приборов учета, а значит, и за сроком их проверки, и предусматривает последствия пропуска такой проверки.
При этом ни типовой договор поставки газа, ни нормативные акты, регулирующие данную сферу, не предусматривают обязательства поставщика предупреждать об истечении срока проверки либо переходе в связи с несоответствием приборов учета нормативным требованиям на иную систему расчета потребленного газа.
Каких-либо допустимых, письменных доказательств выполнения Боковой Н.И., как собственника прибора учета газа, обязанности по своевременному представлению его на проверку ни в суд первой, ни апелляционной инстанций не представлено.
Таким образом, исходя из приведенных нормативных положений, при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. По истечении установленного изготовителем срока проверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Судебная коллегия считает, что в данном случае Бокова Н.И. осуществляла потребление газа по истечении срока поверки прибора учета газа, показания которого презюмируются недостоверными, в связи с чем, филиал ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в г. Пятигорске обоснованно производило расчет платы за период с 01.04.2016 по 06.07.2016 исходя из нормативов потребления газа.
Довод апелляционной жалобы о том, что поставщик газа должен был уведомить истца о необходимости представления счетчика на поверку, не основан на законе, поскольку такой обязанности у поставщика газа не имеется. Так как прибор учета газа принадлежит потребителю, то именно на нем лежит обязанность следить за техническим состоянием прибора, а также своевременно осуществлять его поверку. Указанная обязанность также следует из содержания п/п. "в" п. 21 Правил поставки газа и п. 17 Правил учета, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 14.10.1996 и зарегистрированных в Минюсте 15.11.1996 за N 1198.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
Доводы жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а сводятся к переоценке доказательств, имеющихся в материалах дела, оценка которых произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, при этом, оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции мотивированы, сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельств, надлежащей оценке представленных доказательств и основаны на нормах материального права. Процессуальные действия судьи в части движения дела, сбора доказательств и их оценки основаны на законе и не могут быть признаны как необъективный подход к рассмотрению дела.
В соответствии с пунктом 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе: оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исходя из изложенного, постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционной жалобы не содержат, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правовых оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 22 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.