Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Меньшова С.В.,
судей Фоминова Р.Ю., Луневой С.П.,
с участием секретаря судебного заседания Павловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Акбердиевой Ф.Р. на решение Будённовского городского суда Ставропольского края от 17 ноября 2016 года,
по исковому заявлению Акбердиевой Ф.Р. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации,
заслушав доклад судьи Меньшова С.В.,
УСТАНОВИЛА:
Акбердиева Ф.Р. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, в котором просила признать за ней право собственности на квартиру, расположенную по адресу: Ставропольский край г.Будённовск микрорайон "Северный" д. 11 кв. 21 в порядке приватизации и прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Министерства обороны Российской Федерации на вышеуказанную квартиру.
Обжалуемым решением Будённовского городского суда Ставропольского края от 17 ноября 2016 года в удовлетворении иска отказано в полном объёме.
В апелляционной жалобе истец Акбердиева Ф.Р. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на неправильность произведённой судом первой инстанции правовой оценки обстоятельств дела.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела по существу в судебном заседании, судебная коллегия исходит из того, что стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в их отсутствие, по имеющимся в деле материалам.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не нашла.
Из материалов дела следует, что решением Будённовского городского суда Ставропольского края от 12 марта 2013 года за Акбердиевой Ф.Р. признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: Ставропольский край г. Будённовск микрорайон "Северный" д. 11 кв. 21 (л.д. 62-73).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 25 июня 2013 года указанное решение оставлено без изменения (л.д. 126-134).
Вступившим в законную силу определением Будённовского городского суда Ставропольского края от 27 октября 2016 года удовлетворено заявление ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России о пересмотре решения Будённовского городского суда Ставропольского края от 12 марта 2013 года по вновь открывшимся обстоятельствам, решение Будённовского городского суда Ставропольского края от 12 марта 2013 года отменено, производство по делу возобновлено (л.д. 164-167).
На основании ордера N 271 от 28 марта 1995 года, выданного КЭЧ Будённовского района, старшему прапорщику Акбердиеву Т.З. с членами семьи: супруга Акбердиевой Ф.Р. и сыновья Акбердиевым М.Т. и АкбердиевымР.Т. предоставлена квартира, расположенная по адресу: Ставропольский край г. Будённовск микрорайон "Северный" д. 11 кв. 21 (л.д.9), что подтверждается договором найма жилого помещения N 536 от 26апреля 2007 года (л.д. 10-14).
В соответствии со справкой Будённовского РЭР Ставропольского филиала ОАО "Славянка" от 21 мая 2012 года в квартире зарегистрированы Акбердиева Ф.Р. и её сыновья Акбердиев М.Т., Акбердиев Р.Т. (л.д. 20).
Согласно выписке из домовой книги, в вышеуказанном жилом помещении на регистрационном учёте состоят: Акбердиева Ф.Р., как основной квартиросъемщик, сыновья Акбердиев М.Т., Акбердиев Р.Т., супруг АкбердиевТ.З. снят с регистрации в связи со смертью, квартира принадлежит Министерству обороны Российской Федерации обслуживается Будённовским РЭР ОАО "Славянка" (л.д. 21).
Акбердиев Т.З. умер 12 марта 2007 года, что подтверждается свидетельством о смерти 1-ДН N ... от 16 марта 2007 года, (л.д. 18), а Акбердиев М.Т. и Акбердиев Р.Т. 23 мая 2012 года нотариально отказались от права на приватизацию вышеуказанной квартиры (л.д. 24), истец АкбердиеваФ.Р. своё право на приватизацию не использовала, собственником жилых помещений не является (л.д. 22, 24, 35).
Согласно справке главы администрации г. Будённовска N 2590 от 09июля 2012 года спорная квартира не является муниципальной собственностью, в реестре муниципального имущества не значится (л.д. 17).
Истцом также было предоставлено сообщение начальника архивного отдела администрации Будённовского муниципального района администрации БМР Ставропольского края от 11 ноября 2016 года о том, что в документах архивных фондов Будённовской территориальной государственная администрации за 1991-2004 годы, администрации Будённовского муниципального района за 2004-2010 годы, администрации муниципального образования г. Будённовска за 1997-2010 годы отсутствуют сведения о признании спорной квартиры служебным жилым помещением, а также о снятии с данной квартиры статуса служебного жилья (л.д. 182).
Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, спорная квартира предоставлена в качестве служебного жилого помещения, статус служебной квартиры до настоящего времени не изменен, Акбердиева Ф.Р. нуждающейся в получении жилых помещений не признавалась.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учётом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права.
В соответствии со статьёй 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Жилые помещения при установлении им статуса "служебных", должны быть свободными, то есть не распределёнными конкретным лицам и незаселёнными ими.
Согласно статье 104 Жилищного кодекса РСФСР в соответствии с законодательством служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
На основании статьи 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством СССР, ЖК РСФСР и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министром РСФСР.
Статьёй 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьёй 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Статьёй 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения Акбердиеву Т.З., было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Материалами дела установлено, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
По нормам ранее действовавшего законодательства (статьи 28-31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Между тем, Акбердиева Ф.Р. не состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, решение о предоставлении ей спорного жилого помещения как лицу, признанному в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось.
Служебный ордер о предоставлении спорной квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.
Спорное жилое помещение предоставлено Акбердиеву Т.З. в качестве служебного, как старшему прапорщику.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" усматривается, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных Правилами.
Согласно положениям Порядка включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда, являющегося приложением N 1 к указаниям начальника службы расквартирования и обустройства от 24 апреля 2007 года N 155/4/694, органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом в Министерстве обороны Российской Федерации, является Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации. Заявителем по вопросам включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда является - квартирно-эксплуатационная часть района, отделение морской инженерной службы, войсковые части, обладающие правами КЭЧ района, за которыми жилые помещения закрепляются на праве оперативного управления.
Как следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 года "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам: включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Мероприятия по исключению жилых помещений из специализированного жилого фонда в рамках действия нового порядка обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, установленного приказом Министра обороны Российской Федерации N 1280 от 30 сентября 2010 года, осуществляются в целях реализации программы по обеспечению военнослужащих, уволенных с военных службы жилыми помещениями по договорам социального найма; военнослужащие, установленным порядком признанные нуждающимися в получении жилья, изъявившие желание на повторное заселение занимаемого специализированного жилого помещения на условиях договора социального найма, при условии принятия уполномоченным органом соответствующего решения, могут получить договор социального найма на занимаемое ими жилое помещение с одновременным исключением с учета нуждающихся.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
По мнению судебной коллегии, исключение жилого помещения из числа служебных в силу выше изложенных норм права является правом органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, а не обязанностью, что нашло своё подтверждение и в статье 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04июля 1991 года N 1541-1, из которой видно, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство Обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство Обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооружённых сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного, либо об изменении в установленном законом порядке правового статуса указанной служебной квартиры уполномоченным органом не принималось, при этом, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит, в связи с чем, судебная коллегия признаёт необоснованным утверждение истца о том, что её мужу была выделена спорная квартира, не имеющая статуса служебной.
В соответствии со статьёй 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу статьи 4 вышеуказанного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Более того, спорное жилое помещение не относится к жилищному фонду социального использования. Проживание в квартире истца не свидетельствует о фактическом заключении договора социального найма ввиду отсутствия соответствующего решения компетентного органа. Спорная квартира была предоставлена Акбердиеву Т.З. во временное пользование в качестве служебного жилья на период службы.
После смерти Акбердиева Т.З. 26 апреля 2007 года с Акбердиевой Ф.Р. был заключен договор найма жилого помещения в домах Министерства обороны Российской Федерации, согласно которому в пользование истцу и членам её семьи спорная квартира, находящаяся в государственной (ведомственной) собственности, передается в пользование на период переоформления.
В этой связи, вывод истца о том, что она занимает спорное жилое помещение фактически по договору социального найма, и имеет в связи с этим право на приватизацию, не соответствуют требованиям закона и материалам настоящего гражданского дела, а у суда отсутствуют основания, предусмотренные действующим законодательством, для изменения статуса жилого помещения, так как жилищным законодательством предусмотрено, что это является компетенцией жилищных органов, которые осуществляют управление этим фондом.
Кроме того, даже в случае прекращения договора найма специализированного жилого помещения без исключения жилого помещения из числа служебного жилого помещения, по мнению судебной коллегии, оно не может быть предоставлено по договору социального найма, так как в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования (совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов), специализированный жилищный фонд (совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов) (статья 19 Жилищного кодекса Российской Федерации), при этом суд отмечает и то обстоятельство, что как статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР, так и статьёй 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учёт.
С учётом вышеизложенных норм права, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что занимаемое истцом жилое помещение отнесено к числу служебных, не было передано в установленном порядке в муниципальный жилищный фонд или исключено из состава специализированного жилого фонда, пользование жилым помещением осуществляется истцом на условиях найма жилого служебного помещения, в связи с чем, решить вопрос о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма не представляется возможным.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Будённовского городского суда Ставропольского края от 17ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Акбердиевой Ф.Р. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.