Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Криволаповой Е.А.,
судей: Безгиновой Л.А., Мирошниченко Д.С.,
при секретаре судебного заседания Вяхиревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя министерства имущественных отношений Ставропольского края Сакварелидзе Т.Г. на решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 07 ноября 2016 года по делу по исковому заявлению заместителя прокурора Советского района Ставропольского края в интересах Курноскиной А.С. к министерству имущественных отношений Ставропольского края о возложении обязанности предоставить по договору найма специализированного жилого помещения в виде дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям Советского муниципального района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма,
заслушав доклад судьи Мирошниченко Д.С.,
установила:
заместитель прокурора Советского района в защиту прав, свобод и интересов Курноскиной А.С., обратился в суд с иском к министерству имущественных отношений Ставропольского края о возложении обязанности предоставить Курноскиной А.С. " ... " года рождения, по договору найма специализированное жилое помещение в виде дома (квартиры), благоустроенное применительно к условиям Советского муниципального района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указано, что в прокуратуру района обратилась Курноскина А.С. с жалобой на нарушение её жилищных прав. В ходе проверки по указанному обращению установлено, что решением Курского районного суда от 28.05.2004 мать Курноскиной А.С. - Курноскина Е.А., лишена родительских прав. Постановлением главы Балтийского сельсовета Курского района Ставропольского края от 16.07.2004 N " ... " Курноскина А.С. определена в учреждение общественного воспитания. Таким образом, Курноскина А.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы Балтийского сельсовета Курского района Ставропольского края от 16.07.2004 N 65 Курский филиал Государственного учреждения юстиции Регистрационная палата Ставропольского края обязан произвести регистрацию в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о сохранении права пользования и запрете на отчуждение домовладения, расположенного по адресу: Курский район, пос. Трудовой, ул. " ... ", " ... ". Постановлением администрации муниципального образования Балтийского сельсовета Курского района от 14.05.2015 N 15 Курноскина А.С. признана нуждающейся в приобретении жилого помещения в связи с тем, что домовладение, находящееся по адресу: Курский район, пос. Трудовой, ул. " ... ", " ... ", технически ликвидировано.
Отделом опеки, попечительства администрации Советского муниципального района в министерство образования СК представлены сведения о включении Курноскиной А.С. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда СК по договору найма специализированных жилых помещений.
Согласно уведомлению от 17.06.2016 N 353-пд Курноскина А.С. включена министерством образования и молодежной политики Ставропольского края в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с направлением данных в министерство имущественных отношений СК для реализации права на жилищное обеспечение.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 07.11.2016 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель министерства имущественных отношений Ставропольского края Сакварелидзе Т.Г. просит решение суда отменить, поскольку суд неправильно применил нормы материального права, а именно не применил закон, подлежащий применению, нарушил нормы процессуального права. Указал, что первоочередное предоставление жилых помещений не предусмотрено, иначе конституционные права детей-сирот, состоящих в очереди ранее истца, будут нарушены. Просил принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и исходил из факта нарушения прав истца на обеспечение жилым помещением.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Курского районного суда Ставропольского края от 28.05.2004 мать Курноскиной А.С. - Курноскина Е.А., лишена родительских прав.
Постановлением главы Балтийского сельсовета Курского района Ставропольского края от 16.07.2004 N " ... " Курноскина А.С. определена в учреждение общественного воспитания.
Таким образом, в силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Курноскина А.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы Балтийского сельсовета Курского района Ставропольского края от 16.07.2004 N " ... " Курский филиал Государственного учреждения юстиции Регистрационная палата Ставропольского края обязан произвести регистрацию в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о сохранении права пользования и запрете на отчуждение домовладения, расположенного по адресу: Ставропольский край, Курский район, пос. Трудовой, ул. " ... ", " ... ".
Постановлением администрации муниципального образования Балтийского сельсовета Курского района Ставропольского края от 14.05.2015 N " ... " Курноскина А.С. признана нуждающейся в приобретении жилого помещения в связи с тем, что домовладение, находящееся по адресу: Ставропольский край, Курский район, пос. Трудовой, ул. " ... ", " ... ", технически ликвидировано.
Отделом опеки, попечительства администрации Советского муниципального района в министерство образования Ставропольского края представлены сведения о включении Курноскиной А.С. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированных жилых помещений.
Согласно уведомлению от 17.06.2016 N 353-пд Курноскина А.С. включена министерством образования и молодежной политики Ставропольского края в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с направлением данных в министерство имущественных отношений СК для реализации права на жилищное обеспечение.
22.06.2016 Курноскина А.С. обратилась в министерство с заявлением о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда СК. В журнале учета её заявление зарегистрировано под номером 2151. До настоящего времени Курноскина А.С. собственным жильем не обеспечена.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно абз. 1, 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 поименованного Закона. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным п. 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (п. п. 1, 3). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Пункт 9 ст. 8 Федерального закона предусматривает, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ (то есть до 01.01.2013) в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из анализа положений Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (достижении указанными лицами 18 лет в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.).
При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена законодательством в зависимость от наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка очередности предоставления жилья не основаны на нормах материального права и не могут являться основанием для отмены решения суда.
Другие доводы апелляционной жалобы на решение суда основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Нарушений норм материального, а также процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, суд учел все обстоятельства дела, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 07 ноября 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.