Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Меньшова С.В.,
судей Медведевой Д.С., Луневой С.П.,
с участием прокурора Беланова В.В.,
при секретаре Павловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерство имущественных отношений г. Ставрополя в лице полномочного представителя Сакварелидзе Т.Г.
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 07 ноября 2016 года
по иску прокурора Советского района в защиту прав, свобод и интересов Тороповой И.И. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о возложении обязанности предоставить по договору найма специализированного жилого помещения в виде дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям Советского муниципального района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма,
заслушав доклад судьи Медведевой Д.С.,
установила:
Заместитель прокурора Советского района в защиту прав, свобод и интересов Тороповой И.И. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о возложении обязанности предоставить Тороповой И.И., ... , по договору найма специализированное жилое помещение в виде дома (квартиры), благоустроенное применительно к условиям Советского муниципального района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указывается, что в прокуратуру обратилась Торопова И.И. с жалобой о нарушении её жилищных прав. В ходе проверки по указанному обращению установлено, что решением Советского районного суда Ставропольского края от 16.01.2003 мать Тороповой И.И.- Т.Н. В., лишена родительских прав, Торопова И.И. направлена в детское государственное учреждение.
Постановлением главы муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края от 28.05.2004 N ... над Тороповой И.И. установлена опека и опекуном назначен Е. С. В..
Таким образом, в силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Торопова И.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отделом опеки, попечительства, администрации Советского муниципального района в министерство образования Ставропольского края представлены сведения о включении Тороповой" И.И. в сводный список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированных жилых помещений.
Согласно уведомления от 18.09.2015 N ... Торопова И.И. включена министерством образования и молодежной политики Ставропольского края в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с направлением данных в министерство имущественных отношений Ставропольского края для реализации права на жилищное обеспечение.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 07 ноября 2016 года исковое заявление заместителя прокурора Советского района в защиту прав, свобод и интересов Тороповой И.И. - удовлетворено.
Суд постановил:
Обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Тороповой И.И., ... , по договору найма специализированное жилое помещение в виде дома (квартиры), благоустроенное применительно к условиям Советского муниципального района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В апелляционной жалобе ответчик- Министерство имущественных отношений г. Ставрополя в лице полномочного представителя Сакварелидзе Т.Г. просит отменить решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 07 ноября 2016 года, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Свои доводы мотивировал тем, что Топоркова И.И. обратилась с заявлением о предоставлении ей жилого помещения лишь в 2015 году и в журнале учета заявление зарегистрировано под номером ... Судом неверно применены нормы материального права.
Принимая во внимание, что стороны извещены надлежащим образом о рассмотрении апелляционной жалобы ответчика -Министерства имущественных отношений Ставропольского края, назначенной в судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда на 24 января 2017 года на 12 часов 00 минут, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав прокурора Беланова В.В., полагающего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, решением Советского районного суда Ставропольского края от 16.01.2003 мать Тороповой И.И.- Т.Н. В., лишена родительских прав, Торопова И.И. ... года рождения, направлена в детское государственное учреждение.
Постановлением главы муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края от 28.05.2004 N ... над Тороповой И.И. установлена опека, опекуном назначен Е. С.В..
По своему статусу Торопова И.И. является социальной сиротой.
Отделом опеки, попечительства администрации Советского муниципального района в министерство образования Ставропольского края представлены сведения о включении Тороповой И.И. в сводный список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированных жилых помещений.
Согласно уведомления от 18.09.2015 N ... Торопова И.И. включена министерством образования и молодежной политики Ставропольского края в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с направлением данных в министерство имущественных отношений Ставропольского края для реализации права на жилищное обеспечение.
14.10.2015г. Торопова И.И. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
До настоящего времени Торопова И.И. собственным жильем не обеспечена.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что Торопова И.И. имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда.
Постановлением Правительства СК от 20.06.2013г. N 240-п утвержден порядок предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Принимая во внимание положения приведенных норм права, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на министерство имущественных отношений Ставропольского края.
Ответчик фактически указывает на то, что им формируется очередь из указанной категории лиц на получение жилых помещений по договорам специализированного найма. Постановленное судом решение, по мнению ответчика, повлечет нарушение очередности предоставления жилых помещений.
Данный довод жалобы не может быть принят во внимание.
Ни нормами Жилищного кодекса РФ, ни ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности. Нормами раздела 4 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Напротив ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению. Толкование ответчиками норм правовых актов обязывающих их устанавливать указанных лиц и формировать списки для предоставления жилых помещений, как обязанность предоставления жилых помещений по спискам в порядке очередности, не соответствует нормам федеральных законов и правовых актов Ставропольского края.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 07 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.